Как узаконить недвижимость

Регистрация права собственности на объекты недвижимости остается актуальной проблемой для жителей Бурятии. Желающих узаконить свои права с каждым днем все больше, однако нескончаемые хождения по инстанциям и сложный порядок оформления документов зачастую ставят людей в тупик. Особенно трудно приходится гражданам, которые пытаются узаконить дома на самовольно захваченных участках.
Общество |

Регистрация права собственности на объекты недвижимости остается актуальной проблемой для жителей Бурятии. Желающих узаконить свои права с каждым днем все больше, однако нескончаемые хождения по инстанциям и сложный порядок оформления документов зачастую ставят людей в тупик. Особенно трудно приходится гражданам, которые пытаются узаконить дома на самовольно захваченных участках.

По словам президента Бурятской гильдии риэлторов Ирины Смольниковой, узаконивание земельного участка процесс долгий и непростой, при этом единого подхода к этой процедуре нет. Документы оформляются различными путями в зависимости от того, какими первоначальными документами располагает владелец, как долго он использует участок, возведены ли на нем строения.

Установленный порядок

По словам эксперта БТИ, необходимо около четырех месяцев, чтобы подготовить все документы для регистрации права собственности на земельный участок. Для начала необходимо обратиться в ГУ «Многофункциональный центр РБ по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (МФЦ), где работают специалисты городского комитета по управлению имуществом и землеустройством. Им необходимо предоставить следующие документы:
– заявление;
– паспорт;
– свидетельство о государственной собственности;
– технический паспорт на земельный участок.

В течение двух недель изготавливается схема расположения земельного участка, и на ее основе выносится решение об утверждении схемы. Уже на основе полученных документов в Бюро технической инвентаризации (БТИ) необходимо сделать межевой план, который изготавливается в течение двух месяцев, его стоимость составляет 4 750 рублей. Затем, чтобы поставить на учет земельный участок, в Земельную кадастровую палату надо подготовить еще один пакет документов:
– документ, удостоверяющий личность;
– межевой план;
– документ, подтверждающий разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ (если межевой план не содержит сведений о согласовании местоположения границ земельного участка).

После получения кадастрового паспорта необходимо снова обратиться в городской комитет по управлению имуществом и землеустройством, где должны выдать решение о предоставлении земельного участка. Эта процедура обычно занимает 20 рабочих дней. И только тогда в теруправлении Росреестра, предъявив вынесенное решение и кадастровый паспорт, можно получить заветное свидетельство о госрегистрации права собственности на данный земельный участок.

Только через суд

По словам администратора-консультанта по земельно-имущественным отношениям МФЦ Людмилы Контаковой, с 2006 года гражданам, построившим дома на самовольно захваченной земле, можно узаконить свои права в суде. Если суд вынес решение не в пользу владельца дома, ему предлагается встать на учет как нуждающемуся в предоставлении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. В Улан-Удэ, как правило, земли предоставляются в 120-м, 122-м, 126-м кварталах.

Однако, если земля не входит в градостроительные планы, не находится в зоне ограничения, суд может вынести положительное решение. В этом случае собственнику дома необходимо собрать пакет документов для регистрации права собственности по решению суда:
– заявление о регистрации права собственности;
– документ, удостоверяющий личность заявителя;
– решение суда, вступившее в законную силу (две копии, заверенные судом);
– кадастровый паспорт;
– нотариально удостоверенную доверенность.

Что касается самих самовольно возведенных домов, узаконить их стало намного легче не только благодаря Закону № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получившему в народе название «дачная амнистия». Данный закон упростил порядок регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам в разное время, в том числе и под индивидуальное жилищное строительство. А главное – вносимые данным законом поправки в ст. 222 ГК РФ отменяют судебный порядок признания права собственности на самовольную постройку.

На сегодняшний день для регистрации права собственности на самовольную постройку в Федеральную регистрационную службу достаточно представить документы, подтверждающие факт создания данного объекта недвижимого имущества и содержащие его описание:
– технический паспорт на дом, оформленный специалистами ФГУП «Ростехинвентаризация»;
– правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости;
– кадастровый план земельного участка, на котором находится строение.

Если дело дошло до суда, выход из положения можно найти с помощью постановления пленума Верховного суда РФ и пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Это постановление допускает возможность регистрации собственности, если самовольная постройка не представляет опасность для людей, не нарушает градостроительные правила и не возведена на земле, где строительство запрещено.

Приобретательная давность

Часто бывает и такое, что люди долгие годы используют земельный участок, надлежащим образом не зарегистрировав свои права собственности. В этом случае гражданин, не являющийся собственником земельного участка, но добросовестно владеющий им в течение 15 лет, может узаконить свои владения с помощью ст. 234 Гражданского кодекса РФ. Такая процедура называется приобретательной собственностью. В случае, если за период с 1995 по 2003 гг. была проведена инвентаризация земельного участка, занимаемого домом, владельцу необходимо обратиться в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии с заявлением о выдаче выписки из материалов инвентаризации земель района, декларации (заявления) о факте использования данного земельного участка, кадастрового паспорта на земельный участок, а также о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.

Бесплатная земля

В соответствии с Законом РБ от 16.10.2002 г. №115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» предоставление земельных участков в собственность для индивидуального жилищного строительства осуществляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Заявления о признании и постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства необходимо подать в ГУ МФЦ.

Гражданам, которые уже получили земельные участки в соответствии с Законом «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», разрешается заготавливать до 300 кубометров древесины для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Для получения права заготовки древесины по договору купли-продажи граждане представляют в Республиканское агентство лесного хозяйства заявление.

В этом заявлении необходимо указать паспортные данные, наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, требуемый объем древесины и ее качественные показатели (деловая или дровяная древесина), копию документов, подтверждающих право на земельный участок, выделяемый под индивидуальное строительство.

Кол-во просмотров: 1475

Поделиться новостью:


Поделиться: