В связи с окончанием зимы многие автовладельцы стали передвигаться на собственном транспорте, что резко увеличило количество машин, выходящих на городские дороги. Заторы стали возникать не только в часы пик, но и в дневное время. В настоящий момент в Улан-Удэ насчитывается 117 325 транспортных средств (всего в Бурятии их 280 тыс.). Число автомобилей будет расти и дальше, а вместе с этим будут расти и пробки на дорогах. Вот только меры по борьбе с ними, по всей видимости, за ними успевать не будут.
Вряд ли разработчики, проектировавшие дорожное движение в Улан-Удэ в 70-е годы прошлого века, предполагали, что спустя несколько десятилетий город будет наводнен огромным количеством транспорта. За основу ими принимались прогнозы крупных в те времена автопроизводителей – предприятий Тольяттинского и Горьковского автозаводов, согласно которым, ежегодно улан-удэнский автопарк увеличивался бы примерно на 2 тыс. машин. Но ни для кого не секрет, что рост числа автомобилей в разы превышает эту цифру: по словам сотрудников Госавтоинспекции, городской автопарк увеличивается ежегодно на 7-9 тыс. автомашин. Таким образом, стратегия советских разработчиков сегодня не работает, а узкие дороги, неправильно спланированные автостоянки до сих пор осложняют движение улан-удэнских автомобилистов. Активное оснащение транспортом новых микрорайонов приводит к заторам не только в центре города, но и на его окраинах.
Парковки и стоянки
Активный рост автопарка не единственная причина пробок в Улан-Удэ. Заторы часто возникают из-за отсутствия или же недостаточного количества парковок в местах массового скопления людей, например, в районе крупных торговых центров. Как сообщил «Новой Бурятии» начальник отделения дорожной инспекции и организации движения отдела надзора УГИБДД МВД по РБ Алексей Попов, торговые центры должны обеспечиваться подземными стоянками, и за этим на стадии проектирования должна следить городская администрация. Поскольку контроль за подземными стоянками не осуществляется, владельцы сдают их под склады или платные стоянки. Рядом с торговыми центрами отсутствуют также знаки и разметки стояночных мест, определяющие количество транспортных средств, которые могут на ней парковаться. В результате автовладельцы вынуждены оставлять машины на ближайших улицах, загораживая одну из полос дороги, что тормозит движение водителей. В планах мэрии еще в прошлом году было строительство новых автостоянок и переоборудование и восстановление построенных ранее стоянок, используемых не по назначению, но, как видим, они стали уже долгосрочными проектами.
Гололед
Это еще одна головная боль водителей Улан-Удэ. Несмотря на то что зима уже закончилась, гололед до сих пор является причиной пробок, в которых происходит большое число ДТП. Виной тому недостаточная работа Комитета городского хозяйства. «При уборке снега зимой он складывался на обочины дорог и не вывозился, – отметил Алексей Попов. – С приходом весны в дневное время талая вода стекает на дороги, а ночью замерзает». Ответственный же за состояние дорог комитет, по словам Попова, ссылается на то, что техника, находящаяся в ее ведении, устарела и не соответствует нормативам для обеспечения безопасности дорожного движения.
Неудовлетворительной является и система водоотвода. Так, в Железнодорожном районе из-за того, что забита ливневая канализация, вода бежит прямо по проезжей части. Посыпать дороги в связи с байкальской зоной можно только песком или гравием, что, по словам Алексея Попова, является проблемой региона, хотя в других городах уже давно для очистки дорог от накатов применяются специальные щетки, а в цивилизованных странах есть специальная техника, которая собирает снег.
Инфраструктура
В текущем году в Улан-Удэ будут введены в действие еще четыре светофорных объекта. Несмотря на то, что город достаточно оснащен светофорами, в их работе есть существенные недостатки. По словам заместителя начальника отдела надзора УГИБДД МВД по РБ Александра Будажапова, работа светофорных объектов организована слабо – водители при езде по трассе вынуждены останавливаться на красный свет светофора через каждые 300 метров. Если бы в Улан-Удэ была введена автоматизированная система управления движением, тогда, двигаясь по трассе со скоростью 60 км/ч, водитель смог бы спокойно ехать на зеленый свет.
Александр Будажапов отметил также, что необходимо строить заездные карманы на остановках общественного транспорта. Из-за их отсутствия автовладельцы вынуждены останавливаться прямо на дороге, занимая половину полосы, что часто становится причиной заторов. В планах администрации строительство пешеходных ограждений, на что выделено около 15 млн рублей бюджетных средств, 30% из которых – средства администрации г. Улан-Удэ и 70% – средства из федеральной целевой программы «Устройство пешеходных ограждений». Особенно такие устройства необходимы в районе трамвайной остановки на ул. Коммунистической, где водители нередко паркуют свои автомобили.
Пробка, ставшая уже культовой, ежедневно создается на пересечении улицы Ербанова и проспекта 50-летия Октября. Причина в том, что центр разделен стеной железнодорожной насыпи, а четыре улицы, пересекаясь в две слишком узкие, не могут пропустить автомобильный поток. В часы пик в этом районе проезжают 5-6 тыс. автомобилей. По словам Алексея Попова, УГИБДД Бурятии предложило администрации ремонт ул. Трактовой, что позволило бы разгрузить движение в районе Элеватора. Из-за плохого состояния дорог водители предпочитают попасть из центра в район Кирзавода объездными путями. По мнению Александра Будажапова, справиться с пробками помог бы также мост через реку Селенгу: Богородский остров — село Поселье. Из центра водители могли бы спокойно уходить в Иволгинский район. Среди предложений также строительство моста ул. Шаляпина – ул. Сахьяновой, однако его строительство затрудняется тем, что такие мероприятия очень дорогостоящи для муниципалитета, потому воплотятся ли эти проекты в жизнь, это вопрос времени. «Любое масштабное строительство требует федерального вмешательства», – констатировал Александр Будажапов.
Культура вождения
Ситуация на дорогах во многом определяется культурой вождения водителей. Попадая в пробку, водители, как правило, стремятся поскорее выйти из нее: передвигаются по трамвайным путям, переезжают через бордюры, едут на красный свет.
Среди мер по борьбе с пробками, по словам Александра Будажапова, рассматривается также сокращение маршрутных средств малой вместимости и замена их на автобусы большой вместимости.