С 2015 года с введением в эксплуатацию автоматизированной системы контроля АСК НДС-2 налоговая служба получила эффективный инструмент контроля за налогом на добавленную стоимость. Возросла «прозрачность» НДС, и теперь налоговой службе стало намного проще отслеживать всю цепочку продукта - от производителя до конечного потребителя. К сожалению, не все предприниматели оказались готовы к такому изменению, и восприняли применение АСК НДС-2 как ужесточение налогового администрирования.
Процесс администрирования НДС с 2015 года выглядит следующим образом. Все налоговые декларации по НДС подаются в электронном виде, книга покупок и продаж идет как приложение к декларации, и вся налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных. Декларации по НДС проходят автоматизированную камеральную налоговую проверку, по результатам которой налогоплательщики, допустившие ошибки, получают требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям или по расхождениям данных счетов-фактур.
АСК НДС-2 позволяет сопоставлять данные счетов-фактур покупателя и продавца, выстраивать цепочки контрагентов и формировать вектор доказательной базы (наличие умысла, согласованности действий контрагентов) в соответствии с нормами налогового законодательства, т.е. выявление выгодоприобретателей налогового разрыва. Программа анализирует все представленные плательщиком декларации по всем налоговым периодам.
На первоначальном этапе выявляются ошибки, допускаемые налогоплательщиками при формировании налоговой декларации по НДС. Такие как не отражение сведений книги продаж и покупок (разделы 8-9), а также журналов счетов-фактур (разделы 10-11) при наличии показателей налоговой базы и вычетов в декларации или несоответствие показателей Раздела 3 показателям Разделов 8 и 9, несоответствие показателей декларации контрольным соотношениям и т.д. В случае выявления расхождений автоматически формируется требование по контрольным соотношениям.
Далее происходит сопоставление записей о счетах-фактурах у покупателя и продавца и в случае выявления расхождений автоматически формируется требование с протоколом расхождений.
В случае получения таких требований налогоплательщику необходимо:
- во-первых, направить в налоговый орган квитанцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) о получении документа (п. 5.1 ст. 23 НК). В случае не представления квитанции о приеме требования налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении движения денежных средств на счетах налогоплательщика в банках;
- во-вторых, после анализа допущенных ошибок, нужно представить уточненную налоговую декларацию по НДС с исправленными записями.
Если налоговые обязательства не изменяются, то можно представить пояснение, как в формализованном (в виде табличной электронной формы, где можно подтвердить те записи, которые плательщик считает правильными, и откорректировать реквизиты в тех, записях, в которых выявлены ошибки), так и в произвольном виде. Желательно, одновременно с пояснениями представить копии подтверждающих документов, во избежание дополнительных вопросов.
Оптимальнымвариантом является использование формализованного ответа по ТКС, т.к. при этом исключается ручная обработка данных, сокращается время на подготовку ответов, и сам ответ не нужно формулировать в свободной форме.
Но необходимо учитывать, что формализованный ответ или пояснение используется только в случаях исправления технических ошибок. При этом стоимость и сумму НДС менять нельзя, так как если стоимость и (или) сумма НДС указаны не правильно, то необходимо представлять ТОЛЬКО уточненную налоговую декларацию.
Приведем наиболее часто допускаемые ошибки налогоплательщиками:
- одностороннее изменение реквизитов счета-фактуры при отражении его в книге покупок. Так, это не корректное указание № и даты счета-фактуры, ИНН контрагента и т.д. Нередко присвоение контрагентам одинакового ИНН, или вообще не отражение ИНН контрагента, что также влечет за собой расхождения. Данные реквизиты должны быть идентичными как у Покупателя, так и у Продавца, и соответствовать реальным данным;
- некорректное заполнение стоимостных показателей при реализации своего права на вычет частично. Налогоплательщик, который пользуется правом частичного вычета по НДС, указывают номер и дату счета-фактуры, ИНН/КПП контрагента и стоимость товаров (работ, услуг) в полном объеме, а сумму НДС, только в той части, которая предъявляется к вычету;
- неверное указание кода видов операций;
- объединение нескольких счетов-фактур в одну (например, полученных от Ростелеком, Мегафон и т.д.);
- неправильное отражение операций, совершенных с участием посредников;
- неправильное отражение корректировочных и исправительных счетов-фактур, счетов-фактур по авансовым операциям;
- некорректное указание номера заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
- несоответствие информации в декларации на товары с данными налогоплательщика.
Конечно, добросовестный налогоплательщик не застрахован от внимания налоговых органов, особенно если его поставщик относится к категории недобросовестных контрагентов, фирмам-однодневкам, что легко выявляется в ходе камеральной проверки. В этом случае налоговый орган вправе отказать покупателю в вычете налога, так как налогоплательщиком не проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента.
Проверить своего контрагента легко можно при помощи сервисов ФНС России: «Проверка корректности заполнения счетов-фактур», «Проверка контрагента».
Кроме того налогоплательщик может существенно снизить риски возникновения претензий в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщикам, приняв следующие меры:
- введение внутреннего контроля за порядком формирования декларации по НДС, включая формирование протокола по КС перед сдачей отчетности в налоговый орган, ее проверку на соответствие установленному формату, проверку корректности и полноты отражаемых в декларации данных;
- соблюдение правил заполнения счетов-фактур, книг продаж и покупок, журналов учета счетов-фактур, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137;
- оптимизация учетной системы в части правильности ведения справочников контрагентов;
- проявление должной осмотрительности при выборе контрагента, не обладающего признаками реального хозяйствующего субъекта, руководствуясь принципом добросовестности, сформулированном в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»;
- применение электронного документооборота по счетам-фактурам с налогоплательщиками.
Соблюдение этих мер поможет налогоплательщику свести к минимуму общение с налоговым органом при камеральном контроле, и, более того, даст возможность избежать выездной налоговой проверки, которая, как правило, влечет за собой значительные временные и финансовые издержки, сообщает пресс-служба УФНС по РБ.