Заявление Вячеслава Наговицына о намерении властей начать «забивать сваи на берегу» и «отселять гаражи» на предполагаемом месте строительства третьего моста через Уду, которое глава Бурятии недавно сделал в эфире муниципального телеканала, вызвало недоуменные вопросы у общественности города. Члены гаражного кооператива №113, которых Вячеслав Наговицын призывает «отселять», выяснили, что в настоящее время, оказывается, нет ни одного нормативного или технического документа для начала строительства.
Свое неожиданное заявление глава Бурятии произнес 18 июня на канале «Тивиком» в телепрограмме «Спросим прямо».
- Мы можем хоть где на федеральном уровне рассказывать, что нам мост нужен! Но они (федеральные власти – С.Б.) сразу скажут: а вы что-нибудь сделали для этого? Нет, мы ничего не сделали. Тогда еще продолжайте ходить! – сказал в эфире Вячеслав Наговицын, отвечая на согласованные с его администрацией вопросы. – Поэтому мы с мэром (Александром Голковым, мэром Улан-Удэ – С.Б.) буквально вчера вели переговоры о том, что нам надо определить первую очередь (моста – С.Б.), под которую мы начнем вкладывать (деньги – С.Б.). Ну, хотя бы сваи на берегу забивать! Хотя бы начать отселение тех гаражей, которые есть, для того, чтобы опору моста поставить! Ну, вот, первый этап мы должны сделать. И начать работать. И показать, что у нас есть желание!
Для того, чтобы точнее понять смысл яркого высказывания главы Бурятии, вспомним предшествующей истории этого проекта.
Карма третьего моста
Привлечь деньги из бюджета России на строительство в Улан-Удэ нового (третьего) моста через Уду в створе ул. Сахьяновой правительство Бурятии пыталось давно. Еще в 2006 году, при начале подготовки к празднованию 350-летия «добровольного вхождения» Бурятии в состав России, которое первоначально должно было отмечаться на государственном уровне в 2009 году, планировалось заложить средства в федеральную целевую программу (ФЦП) развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Однако из-за разразившегося в конце 2008 года мирового финансового кризиса многие проекты «добрых дел» федерального центра в регионах были сокращены или заторможены. Решено было проводить 350-летний юбилей в республике не в 2009-м, а в 2011 году, а строительство моста начать в 2010 году.
Тем не менее, юбилей в 2011 году прошел, а мост так и начинал строиться. Обещанные Москвой деньги на это было переобещаны на более поздний срок. На этот раз власти Бурятии торжественно объявили о том, что строительство моста вошло в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», что деньги на этот раз обязательно будут выделены и мост будет построен к 2016 году. Аккурат к другому крупному юбилею - 350-летию основания города Улан-Удэ.
Но в стране в 2013-2014 годах «разразилась Олимпиада», и опять «добрые дела» федерального центра были свернуты. Строительство моста в Улан-Удэ и многие другие проекты в регионах были исключены из федеральных целевых программ, решения об их финансировании были отменены. Теперь ясно, что надвигающееся 350-летие города Улан-Удэ пройдет довольно скромно, и никакого подарка к юбилею для задыхающихся в пробках горожан не будет. Собственных же средств для строительства моста, как объяснил по телевизору глава Бурятии Вячеслав Наговицын, у республики нет.
Карма авторынка
Кроме того, в ходе обсуждения проекта строительства нового моста через Уду выявилась еще одна проблема, связанная с тем, что намечаемый для выделения под это строительство участок земли (в настоящее время земля еще не выделена) включает в себя часть территории старейшего и крупнейшего в городе гаражного кооператива №113. Об «отселении» именно этих людей с площадки будущего строительства как раз и говорил Вячеслав Наговицын.
Кстати, земля в этом месте города уже не раз становится «яблоком раздора», поводом для скандалов в прессе и «наездов» властей на гаражников. Напомним, что сначала владелец соседнего с кооперативом авторынка на Приречной, депутат горсовета Михаил Степанов при содействии мэрии еще с 2010 года пытался «отселить» кооператив. Однако после многочисленных судебных баталий, нешуточной «информационной войны» и явного поражения нанятых Степановым «инфокиллеров», депутат, по слухам, бросил это бесперспективное занятие и собирается продавать (или уже продал?) свой участок под авторынком.
Кстати, заметим, что журналисты, защищавшие в этом конфликте права членов гаражного кооператива (и телевизионщики, и газетчики), не требовали за это денежного вознаграждения и руководствовались соображениями морали и солидарности с местным сообществом. Возможно ли теперь решить проблему строительства моста без очередных «наездов» на гаражный кооператив? По мнению гаражников, вполне.
Куда забивать сваи?
Как сообщил «Новой Бурятии» председатель кооператива автомобилистов №113, их юристы сразу же после выступления по телевидению Вячеслава Наговицына, призвавшего «забивать сваи на берегу» и «отселять» гаражников, стали изучать правую сторону этого заявления и обнаружили следующие странные вещи. Оказывается, в настоящее отсутствует даже проект строительства моста, а для начала строительства ничего не готово. В том числе, нет и целого перечня необходимых документов, отсутствие любого из которых делает намечаемое строительство юридически невозможным.
- Мы не против строительства моста, как это пытаются представить в мэрии. Но наш адвокат сделал запрос в Управление архитектуры и градостроительства мэрии Улан-Удэ и выяснил, что в настоящее время для начала строительства ничего нет. Нет ни проекта будущей стройки (проектно-сметной документации – С.Б.), ни генерального плана строительства моста, ни официального распоряжения на отвод земельного участка под строительство, ни государственной регистрации этого земельного участка, ни разрешения на строительство от мэрии Улан-Удэ, ни официального резервирования для нужд строительства, ни протокола согласования с железной дорогой, ни протокола публичный слушаний, ни установления санитарной зоны! То есть, нет вообще ничего, кроме рисунка и непонятного макета! Куда они собираются забивать сваи?! – говорит председатель кооператива Анатолий Пшенников.
Единственным документом, которым сейчас руководствуется мэрия Улан-Удэ в вопросе строительства будущего моста, является решение об утверждении схемы расположения земельного участка для строительства моста через реку Уда площадью 80 тыс. кв. метров, подписанное в 2012 году бывшим председателем Комитета по управлению имуществом и землепользованию мэрии Улан-Удэ Евгенией Корнильцевой.
Никого не надо «отселять»
На графическом рисунке, прилагаемом к этому «решению» Корнильцевой, видно, что для строительства моста необходимо снести всего два деревянных дома (один барачного типа, другой частный) в районе улицы Приречной на левом берегу Уды и четыре частных деревянных дома на правом берегу в районе улицы 3-я Транспортная. Есть на этом изображении и граница участка, проходящая по территории гаражного кооператива.
По мнению гаражников, для того, чтобы построить мост, совсем не обязательно сносить все гаражи, вызвав при этом очередной социальный взрыв. Ведь одних только членов кооператива насчитывается 500 человек. Вместе с членами семей это несколько тысяч человек. Для того, чтобы люди не начали массово возвращать гаражи в свои дворы, к детским площадкам, создавая тем самым лишнюю проблему муниципалитету, сами гаражники предлагают, так сказать, компромиссный вариант.
- Мне кажется, что у нас есть еще полтора-два года до того момента, как начать строительство моста, - сказал «Новой Бурятии» Анатолий Пшенников. – За это время можно было бы решить все юридические и технические вопросы, с этим связанные. В первую очередь составить и утвердить проектно-сметную документацию, а также найти оптимальное решение, связанное с нашим кооперативом. Мы предлагаем решить этот вопрос бесконфликтно, выгодно для горожан, для городских властей и для нас. Даже согласно этой схеме расположения земельного участка для строительства моста, он захватывает не всю территорию кооператива, а лишь два ряда гаражей, которые находятся ближе к створу будущего моста. Это чуть больше одной трети гаражей. Для того, чтобы начать строительство моста мы готовы потесниться, переставить гаражи. У нас есть ресурсы для сокращения и по площади, и по количеству членов кооператива. За счет неплательщиков, которых сегодня насчитывается около 20%, это 82 гаража! Таким образом, можно и мост построить, и нам дать гарантии сохранения кооператива.
Члены кооператива говорят, что готовы на свои средства обустроить территорию кооператива, установить новый забор и не «портить архитектурный вид» в этом районе города. В то же время они выступают против того, чтобы их под предлогом строительства моста просто согнали с нужной кому-то земли.