Минувший год наша республика, как и весь мир, переживала пандемию коронавируса и связанные с ней ограничения. О том, как в таких условиях осуществляется работа по защите прав и свобод граждан, как сегодня региональному омбудсмену удается строить свою работу, мы поговорили с уполномоченным по правам человека в Республике Бурятия Юлией Жамбаловой.
– Юлия Валерьевна, как строилась ваша работа в период пандемии?
– Прошедший год для всех был сложный, непростой. Нам пришлось полностью пересмотреть формы работы с населением, поменять методы работы. У нас остро стоял вопрос решения проблем людей в формате «здесь и сейчас». Жалобы граждан принимались и принимаются с использованием всех возможных коммуникативных каналов: от почтовой и факсимильной связи до электронной почты и официального сайта. В 2020 году поступило 1415 обращений граждан, из них 851 письменное и 564 устных заявлений лиц, принятых в ходе личных приемов.
– Скольким людям вы смогли оказать реальную помощь?
– Обоснованными признаны 295 обращений, 120 полностью удовлетворены, меры по восстановлению прав граждан приняты еще по 176. Такие обращения находились на контроле у уполномоченного до фактического устранения нарушений. Показатель выше среднего по России. Напомню, что к нам не приходят люди с простыми делами. Обычно они уже обращались в различные органы власти в соответствии с их проблемой, а мы становимся для них последней инстанцией.
– Изменилась ли в связи с пандемией тематика обращений?
– Безусловно, изменилась. В первый этап пандемии люди были психологически напуганы, звонили по вопросам закрытия предприятий, невыплаты заработной платы или потому, что был объявлен режим «самоизоляции», а их заставляют выходить на работу. Особенно это касалось молодых мам и одиноких родителей, потому что многие из них работают в закусочных, кафе, столовых, небольших магазинах и ИП, которые повсеместно закрывались.
А вторая волна пандемии вынесла на первый план вопросы оказания быстрой и качественной медицинской помощи, когда люди целыми днями не могли вызвать своего терапевта, скорую помощь. Очень много обращений пришло от вахтовиков, которые оказались в сложных ситуациях в других регионах. Например, около 600 жителей нашей республики остались во Владивостоке без заработной платы, без поддержки, и мы совместно с прокуратурой Приморского края решали эти вопросы.
– Расскажите об этой ситуации подробнее.
– Ко мне обратились жители Бурятии, занятые на строительстве музейно-театрального комплекса на острове Русский. Им не выплатили заработную плату за март 2020 года. Я сделала срочное обращение в прокуратуру и в Следственный комитет Приморского края. Была проведена проверка, доводы работников признаны обоснованными. Задолженность по заработной плате составила 97,8 млн рублей перед 1 760 работниками. 17 апреля 2020 года «СТГ-Восток» эту задолженность полностью погасил. Помимо того, работникам выплачена компенсация за задержку выплаты в общей сумме 274 тыс. рублей. Это если рассказать о той ситуации коротко. Вообще, от вахтовиков было семь обращений: из Саха-Якутии, Приморского края, Забайкалья.
– Можно коротко рассказать и об этих случаях?
– Из Саха-Якутии обратились вахтовики, которые не могли вылететь домой. И мы вместе с якутским уполномоченным, с органами власти Республики Бурятия организовали возвращение этих вахтовиков и размещение их в обсерваторе. В Забайкальском крае наши вахтовики пожаловались на плохие условия содержания в обсерваторе. Мне пришлось выехать туда и разбираться в ситуации на месте.
– Какая тема обращений граждан была самой популярной, если так можно сказать, в прошедшем году?
– На первый план вышли вопросы трудовых отношений. Это невыплата заработной платы, понуждение к увольнению, требования выхода или ухода с работы. В целом, по статистике, как и раньше, это вопросы ЖКХ, предоставления жилья, в том числе взамен ветхого и аварийного, оформления земельных участков, социальные, включая пенсионное обеспечение. Эти вопросы у нас традиционно доминируют.
– В связи с этим хотел бы спросить, решился ли вопрос с оформлением в собственность граждан жилых домов в воинских частях и военных городках в микрорайоне Вагжанова и на станции Дивизионная? Он уже давно поднимался местными жителями.
– В адрес Минобороны России органами власти Республики Бурятия с 2016 года неоднократно направлялись письма о передаче участков органам местного самоуправления города Улан-Удэ в целях последующего предоставления гражданам. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ подготовлена схема раздела земельных участков, в том числе с учетом охранных зон объектов Министерства обороны России. Мною данная проблема была озвучена в ходе визита федерального омбудсмена Татьяны Москальковой. Материалы направлены в Департамент военного имущества Министерства обороны РФ. На сегодняшний день вопрос находится на стадии решения, надеюсь, что в скором времени граждане смогут получить права на землю и дома.
– На какие учреждения жаловались граждане чаще всего?
– Наибольшее количество обращений поступило на организации всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и т. д.). Люди жалуются на нарушения по оплате труда, неполную выдачу спецодежды и средств защиты, действия или бездействия руководителей. Также на суды всех уровней, на региональную Службу исполнения наказаний и органы местного самоуправления.
– Какие меры воздействия вы можете оказывать, чтобы защитить права граждан?
– В ходе рассмотрения обращений дается правовая оценка действиям должностных лиц и решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также иных организаций. Есть такая форма работы, как заключение уполномоченного о нарушении прав гражданина. Мы обращаемся с ним в орган власти и просим нарушенное право восстановить. При рассмотрении жалоб и заявлений в органы власти различного уровня направлено 454 официальных запроса о разъяснении или уточнении ситуации, оспариваемой гражданами. Также мы просим об аргументации допущенных нарушений прав граждан и о рекомендациях и предложениях в поддержку их требований.
Сейчас у нас появилось право обращаться в суды с административными исковыми заявлениями в защиту прав и свобод граждан, неограниченного круга лиц, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего. В 2020 году вступил в силу Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» – существенная законодательная поддержка нашей работе.
– А какая ваша самая большая проблема?
– Наша основная проблема – это все-таки кадры. Когда мы получаем по 1400 обращений в год, а у нас работают два сотрудника, этого совершенно недостаточно. А ведь у нас работа не только с обращениями, мы отрабатываем сигналы средств массовой информации, поднимаем и решаем злободневные проблемы во всех сферах жизни людей. Это выезды, в том числе регулярное посещение мест принудительного содержания граждан и социальных объектов, проверки, глубокий анализ документов, участие в нормотворческой работе, личные приемы, правовое просвещение граждан, участие в суде. На все это нужно время. Здесь у нас, конечно, сил не хватает.
– Что нужно делать, если гражданину понадобилась ваша помощь?
– У нас есть определенный порядок. Можно обратиться как на бумаге, так и через электронную почту или сайт, записаться на личный прием по телефону 21-46-45 или получить консультацию по телефону. Я провожу личный прием по средам, мои сотрудники – по понедельникам и вторникам. Четверг и пятницу мы оставляем для работы с документами.
– Кто может обратиться к вам?
– По федеральному закону гражданин обращается к нам в случае получения отказа от учреждения или органа власти. Если он там еще не был, а сразу обращается к нам, то мы разъясняем порядок, ведь в ряде случаев проблема разрешается после официального обращения в соответствующий орган власти. В случае отказа или бездействия органов власти принимаем письменные жалобы. Не всегда нашей компетенции хватает для решения вопросов уголовного судопроизводства, мы не можем вмешиваться в следственные действия или обжаловать то или иное решение суда.
– Много ли у вас обращений от обманутых дольщиков?
– Пять лет назад у нас было очень много обращений от людей, в отношении которых застройщики не выполнили свои обязательства. Мы инициировали работу правительственной комиссии по этой тематике. Сейчас комиссия активно работает. Возглавляет ее зампред правительства по инфраструктуре Евгений Луковников, я сама вхожу в ее состав. У нас единичные обращения. Мы каждое обращение рассматриваем, приглашаем подрядчиков, застройщиков, ресурсоснабжающие организации и разбираем по каждому дому конкретную ситуацию. И принятые меры сработали. Обманутых дольщиков стало меньше.
– В декабре прошлого года к вам обращались работники ТГК-14. Там все проблемы решены?
– К сожалению, нет. Те обращения, которые к нам поступили: низкая заработная плата, отсутствие индексации зарплаты, стимулирующих выплат, плохие условия работы – еще на контроле. Нами была проведена проверка, в ходе которой большая часть жалоб нашла свое подтверждение. Самая большая проблема, которая сейчас стоит, это подписание нового отраслевого тарифного соглашения с участием ПАО «ТГК-14» как работодателя. Она все еще находится в стадии решения.
– В связи с продолжающейся пандемией коронавирусной инфекции были использованы какие-то другие формы работы?
– Сейчас в целях просвещения граждан активно используем ZOOM, работу в режиме видеоконференцсвязи. Провели четыре горячие линии, в ходе которых было принято 213 обращений. Темами стали самые разные вопросы: от соблюдения прав медицинских работников до подготовки общероссийского голосования. Также были рассмотрены актуальные вопросы по аресту денежных средств, защите трудовых прав, вопросам занятости и оформления права на землю. Эти темы выбраны нами, так как вопросы по ним чаще всего задавались нашими посетителями.