В буддийской традиционной Сангхе России продолжают вспоминать подвиги лам, а также о том, почему они отказывались от наград за действия, совершенные на полях битвы.
Когда началась война, несмотря на страшные репрессии 1937-го года, священнослужители и хувараки встали на защиту родины вместе со своим народом. Один из них, Цэрэндаши Мурэшэнович Бурхиев, родившийся в 1905 году в местности Шанаа, в 1937-м был репрессирован. Однако он ушел на фронт, и хоть и был добровольцев, но воевал с первых месяцев войны, пока не комиссовали по болезни в марте 1945 года.
Аюша Шойдарович Дулмаев, гэбшэ лама Кодунского дацана, уроженец Кижингинского аймака, чтобы избежать репрессий, уехал жить в Читинскую область. Но затем ушел воевать на фронт в 1941-м и прошел весь путь до мая 1945-го года. Его земляк, гэбшэ лама Манжаб Мархасаев, также отважно сражался на фронтах Великой Отечественной войны.
Как еще один пример самоотверженности и отваги в Сангхе привели гэбше ламу Санагинского дацана Даши-Дондока Унтанова. Он при форсировании Днепра на окраине Киева удерживал плацдарм до прихода советских войск.
«За этот подвиг командир взвода Унтанов был представлен к званию Героя Советского Союза, но из-за ученой духовной степени гэбшэ ламы его наградили орденом Боевого Красного Знамени. Также Даши-Дондок Азараевич является кавалером двух орденов Красной Звезды и ордена Отечественной войны», - говорится в публикации газеты «Бурятия» от 2 сентября 2015 года. Данные привел архивариус Буддийской традиционной Сангхи России Сергей Доржиев.
На сегодня, по словам Доржиева, известны имена лишь 67 священнослужителей.
фото: Буддийская традиционная Сангха России
- Открывая этот список, можно отметить, что в боях за отечество погибли гэбшэ лама Тамчинского дацана Султум-Самбу Аюров, из Янгажинского дацана гэбшэ – лама Цыден-Дамба Доржиев и лама Ринчин Раднаев. Из 30 восстановленных имен Кижингинского дацана не вернулись на родину 23 священнослужителя, из Загустайского дацана - хуварак Дамби Ринчинович Аюшеев и 4 гэбшэ лам, - рассказал Сергей Доржиев.
Многие ламы были удостоены высших наград в Великой Отечественной войне , но из-за того что они являлись священнослужителями, в большинстве случаев они отказывали в высших наградах. Давали те, которые могли.