Наряду с многочисленными провалами в области экономики прежнего руководства Бурятии в правительстве РБ неудовлетворительно была поставлена и кадровая работа. Причиной этого были многочисленные скандалы и уголовные дела в отношении высокопоставленных правительственных чиновников. Например, министра сельского хозяйства Александра Манзанова, руководителей республиканского УКСа Евгения Восканянца, Сергея Шабалова, руководителя ХТК администрации главы и правительства РБ Александра Сучкова, уголовные дела в отношении глав администраций районов и пр.
В связи с этим интересно проследить, как происходили назначения при прежнем республиканском руководстве. Во-первых, назначения происходили кулуарно, во-вторых, неясны были мотивы выбора того или иного руководителя. Это наводило на мысль о возможной коррупционности этих назначений. В-третьих, многие назначенцы никоим образом не соответствовали должности по предыдущему опыту работы и по специальности. Как правило, многие из таких назначенцев не справлялись со своей работой, а впоследствии либо покидали республику, либо «перемещались по кругу».
К подобным примерам можно отнести и назначение небезызвестного Н.И. Мошкина сначала на должность первого заместителя министра образования и науки РБ – председателя комитета по науке и высшей школе РБ. На эту высокую должность он был назначен 15 апреля 2010 года. Формально при этом назначении должен быть проведен конкурс. Однако проведен, по существу, он не был, даже формально не были сделаны обязательные запросы в проверяющие органы либо их результаты были скрыты.
При поступлении на госслужбу Мошкин представил недостоверные данные. Он скрыл свое участие в управлении хозяйствующим объектом ООО « Инженер плюс» в качестве генерального директора. Соответствующая запись также отсутствовала в трудовой книжке, согласно письму руководителя администрации главы РБ П.Л. Носкова от 30.10.2015 № П-01/1895/15: «Комитетом подняты из архива документы, представленные Мошкиным Н.И., для участия в конкурсе на замещение вакантной должности 12.02.2010 г.:
- личное заявление;
- анкета, копия паспорта;
- копия трудовой книжки;
- копии документов о профессиональном образовании;
- копии документов о присвоении ученых степеней;
- справка об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
- копия военного билета.
Из представленных документов не следовало, что имеются какие-либо основания для отказа в участии в конкурсе и последующего назначения в случае победы».
Конечно, при надлежащей проверке со стороны комитета по гражданской службе администрации главы и правительства РБ и направлении обязательных запросов в налоговую службу и другие органы Мошкин вряд ли был бы допущен к участию в конкурсе. Однако это обязательное условие при поступлении на госслужбу не было выполнено, то есть была допущена как минимум халатность со стороны кадровой службы администрации главы РБ.
Более того, уже поступив на госслужбу, Мошкин в течение полутора лет продолжал управлять хозяйствующим объектом – был гендиректором ООО «Инженер плюс» вплоть до 9 сентября 2011 года.
Согласно письму прокуратуры РБ от 23.09.2015 г. №1/7-2015/Нп 22935-15, «факт совмещения Н.И. Мошкиным в период с 15.04.2010 г. до 9.09.2011 г. должности первого заместителя министра образования и науки – председателя Комитета по науке и высшей школе с участием в управлении хозяйствующим объектом получил свое подтверждение». По этому поводу было внесено представление в адрес главы республики.
При этом Мошкин ввел в заблуждение департамент кадровой политики администрации главы РБ, не предоставив сведений о занятии предпринимательской деятельностью как при участии в конкурсе на должность, так и при последующей работе. Этот факт также был подтвержден в письме руководителя администрации главы РБ П.Л. Носкова от 30.10.2015 № П-01/1895/15. В данном письме указывалось: «факт участия на платной основе Н.И. Мошкина в деятельности управления органа управления коммерческой организацией стал известен после увольнения с должности замминистра». Недавно эти факты были исследованы и нашли свое подтверждение в ходе недавних судебных заседаний 2016 - 2017 годов.
Указанными действиями Н.И. Мошкин дискредитировал и подрывал авторитет государственной власти. Он необоснованно, в нарушение всех установленных правил и требований, незаконно, путем подлога документов, поступил на государственную гражданскую службу. Затем незаконно в течение длительного периода, с 10 апреля 2010 года до 30 декабря 2014 года, занимал должность первого замминистра образования и науки РБ. Тем самым были затронуты публичные интересы – интересы Российской Федерации и нанесен существенный материальный ущерб бюджету РФ.
Во имя чего были допущены столь существенные нарушения федерального законодательства и до сих пор не были приняты надлежащие меры в отношении нарушителя? Как говорят, это попустительство связывают как с некими родственными связями в руководстве республики, так и, видимо, с желанием прежнего главы иметь под рукой «солдата, готового исполнить любые указания».
Надеемся, что эпоха волюнтаристских и безответственных кадровых решений в Бурятии завершилась после ухода в отставку бывшего главы РБ.