28 апреля в столице Бурятии на территории городского парка им. Сергея Орешкова будет заложен кафедральный собор, созданной полтора года назад Улан-Уэнской и Бурятской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат). Специально для участия в церемонии освящения закладного камня собора вместо самого патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) в Улан-Удэ прибывает его правая рука – управляющий делами Московской патриархии (учреждений в ведении патриарха), член Священного синода РПЦ, митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков).
Напомним, что полтора года назад, 10 октября 2009 года, на заседании Священного синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Кирилла было принято решение о разделении ранее существовавшей Читинской и Забайкальской епархии и образовании самостоятельной Улан-Удэнской и Бурятской епархии.
Мэр-неофит
Как это ни странно, но такое сугубо церковное решение было пролоббировано в свое время светскими властями Бурятии. Первым с вопросом об образовании самостоятельной епархии для православных Бурятии к тогдашнему епископу Читинскому и Забайкальскому Евстафию обратился мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев, которого некоторые наблюдатели в Бурятии называют «православным неофитом». Городской голова в последние годы регулярно посещает богослужения в православных храмах и охотно позирует перед камерами, ставя самые большие свечи пред иконами. Еще в начале 2007 года мэр предложил построить в Улан-Удэ большой кафедральный собор на несколько тысяч человек.
– Когда ко мне приезжал владыка Ефстафий, чтобы обсудить вопрос о строительстве кафедрального собора, я его спросил: почему мы относимся к Забайкальской епархии? Потому, что здесь нет большого кафедрального собора, – ответил владыка. Тогда я говорю: так давайте построим кафедральный собор и уйдем от Читы. Пусть у нас будет своя епархия! – рассказывал журналистам в апреле 2007 года Геннадий Айдаев.
Новому президенту – нового владыку!
Инициатива создания епархии в Улан-Удэ тогда отражала настроения православных священнослужителей Бурятии: еще с середины 90-х годов прошлого века шли разговоры о повышении статуса Бурятского благочинного округа, одного из двух округов существовавшей тогда Читинской и Забайкальской епархии. Эти настроения были обусловлены в том числе и меркантильными интересами. Дело в том, что по числу храмов и приходов Бурятское благочиние опережало второй округ епархии – Читинское благочиние. Однако немалые пожертвования и другие средства уходили в епархиальное управление в Читу и распределялись там не в пользу приходов Бурятии.
За создание Бурятской епархии приводились и чисто административные доводы. Местные священники считали, что церковное управление станет более эффективным, если будет вестись епископом, «окормляющим своих чад» из Улан-Удэ.
С легкой руки мэра-неофита вопрос о создании епархии позже обсуждался на встрече епископа Евстафия с досиживающим свой срок в кресле президента Бурятии Леонидом Потаповым. Окончательно «уболтал» владыку Евстафия новый глава республики Вячеслав Наговицын. Именно ему удалось разрешить все щепетильные вопросы разделения Читинской и Забайкальской епархии и образования новой церковной епископской кафедры в Улан-Удэ. В сентябре 2009 года Вячеслав Наговицын вместе с епископом встречались с главой церкви патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Инициатива церковной «оптимизации» и «разукрупнения» нашла понимание у «святейшего», и через месяц Священный синод РПЦ МП выделил православные приходы на территории Бурятии в отдельную епархию. Первым бурятским «владыкой» стал вновь назначенный епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов).
Парк как строительная площадка
Образование епархии открывает большие возможности для церковной карьеры местных священников. Увеличились и поступления средств на строительство новых церковных зданий и реставрацию старых, поступающих в виде пожертвований и за счет предоставления религиозных «услуг». Если раньше значительная часть собираемых местными приходами денег уходила, в частности, на строительство Казанского кафедрального собора в Чите, то сейчас эти средства можно пустить на обустройство резиденции бурятского владыки и кафедрального собора епископа Савватия.
Выбор места для будущего собора стал обсуждаться еще задолго до образования Бурятской епархии. О парке им. Орешкова как о возможной площадке для масштабной стройки (собор будет рассчитан на полторы-две тысячи человек) впервые заговорили в самый разгар общественной дискуссии вокруг сноса стадиона имени 25-летия Бурятской АССР.
Одним из вариантов тогда было оставить в покое недавно реконструированный стадион и строить малкинскую «тарелку» в этом запущенном парке. Однако проектировщики спорткомплекса из Санкт-Петербурга в ходе обследования обнаружили на территории парка «обводненные грунты» и даже «подводную реку». Мешали и протесты экологов, утверждавших, что парк им. Орешкова является «зелеными легкими» Железнодорожного района. На деле же самым веским основанием для того, чтобы строители спорткомплекса отказались от этого места, было то, что прямо посредине парка, несмотря на все экологические и градостроительные запреты, расположился ресторан армянской кухни «Золотая корона». Мэрия Улан-Удэ, предоставившая в свое время немалый земельный участок под его строительство, не смогла разрешить эти «проблемы собственности». Не ссориться же «отцам города» со своими «партнерами», представляющими влиятельную этническую диаспору!
Спортивный комплекс строить нельзя, а православный собор можно
Малкинская «тарелка» срочно перелетела обратно на площадку стадиона имени 25-летия Бурятской АССР, а мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев публично объявил, что часть парка им. Орешкова станет участком под строительство православного собора. Но таким выбором не удовлетворены сами представители Улан-Удэнской и Бурятской епархии.
- Наш участок в парке им. Орешкова на самом деле не очень большой. Его площадь составляет всего полтора гектара, это меньшая часть парка. Кроме нас, в этом парке находятся ресторан «Золотая корона», детская площадка, Бурятский цирк и сам парк. Непосредственно к нашей территории примыкают кинотеатр «Октябрь», администрация Железнодорожного района и гостиница. Как главный православный храм Бурятии может находиться в непосредственном соседстве с рестораном и другими увеселительными заведениями? – сказала «Новой Бурятии» пресс-секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии Марина Алисова.
Кто заложит камень в основание собора
Сегодня православные Бурятии готовятся к приезду одного из самых влиятельных иерархов Русской Православной Церкви, митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия. Последний вошел в число членов Священного синода и руководителей Московской патриархии сразу же после интронизации патриарха Кирилла.
После встречи с патриархом Кириллом в сентябре 2009 года президент Бурятии Вячеслав Наговицын сообщил о том, что глава РПЦ приедет в Бурятию в 2011 году на празднование 350-летия добровольного вхождения» Бурятии в состав России. А в течение 2010 года в Улан-Удэ начнется строительство кафедрального Успенского собора. По-видимому, предполагалось, что эта масштабная стройка, курируемая городской администрацией во главе с «православным» мэром, будет завершена к июлю 2011 года.
Однако уже сегодня ясно, что собор не войдет в число открываемых юбилейных объектов. Следовательно, второй по счету визит в Бурятию патриарха Кирилла (Гундяева) откладывается на неопределенное время. Закладку же камня в основание будущего епархиального кафедрального собора в честь Успения Пресвятой Богородицы совершит «правая рука» патриарха – митрополит Варсонофий.
Историческая справка:
В 2009 году в Бурятии насчитывалось 66 православных приходов. Считается, что этого достаточно для того, чтобы была создана новая епархия – своего рода церковная провинция или область, которую возглавлял бы епископ или архиепископ.
Так, существовавшая с 1727 года огромная по территории Иркутская и Нерчинская епархия делилась несколько раз: в 1840 году была выделена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия; в 1894 году сначала из нее выделилось Читинское викариатство, а через два месяца на основе этого викариатства была образована новая епархия. Таким образом, одна бывшая церковная провинция разделилась на две – Иркутскую и Верхоленскую епархию и Забайкальскую и Нерчинскую епархию.
В 1916 году внутри Забайкальской и Нерчинской епархии было выделено Селенгинское викариатство. Такая структура церковного управления сохранялась до 1937 года, когда все храмы на территории СССР были закрыты. В 1943 году на территории Иркутской, Читинской областей и Бурят-Монгольской АССР была создана Иркутская и Читинская епархия РПЦ (МП), которая просуществовала до 1994 года.
В 1994 году вновь были созданы две новых епархии – Иркутская и Ангарская и Читинская и Забайкальская со своим правящим архиереем в Чите. Бурятский благочинный округ вошел в Читинскую и Забайкальскую епархию.
История этого образования продлилась 15 лет. 10 октября 2009 года решение патриарха о создании епархии утверждено Священным синодом РПЦ (МП). В постановлении синода говорилось: «1. Образовать Бурятскую епархию, выделив ее из состава Читинской епархии, с последующим утверждением на Архиерейском соборе».