К нам едет русская песня

Нынешний, 350-летний юбилей Бурятии очень важен для республики, прежде всего, возобновлением культурных связей между регионами России. Именно с такой целью был заявлен музыкально-хореографический фестиваль «В семье единой» под патронатом Министерства культуры РБ. Организатором фестиваля стала компания «Арт Элит Бурятия».
Общество |

Нынешний, 350-летний юбилей Бурятии очень важен для республики, прежде всего, возобновлением культурных связей между регионами России. Именно с такой целью был заявлен музыкально-хореографический фестиваль «В семье единой» под патронатом Министерства культуры РБ. Организатором фестиваля стала компания «Арт Элит Бурятия». Гостями его обещают стать такие прославленные коллективы, как Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан (май), Государственный ансамбль танца Чеченской Республики «Вайнах» (июнь). Ну а главным козырем фестиваля организаторы считают выступление «атланта культуры» – хора им. Пятницкого. Состоится оно в нашем городе уже 21 апреля.

О том, какие препятствия пришлось преодолеть организаторам для того, чтобы бурятские ценители народной песни смогли увидеть и услышать знаменитый коллектив, «Новой Бурятии» рассказала генеральный директор компании-организатора «Арт Элит Бурятия» Наталья Борисова.

– Когда мы продумывали программу фестиваля, приходилось много общаться с коллегами из других городов и регионов. Приглашать, договариваться, оговаривать сроки. Звоню в Читинскую филармонию своему, можно сказать, другу Юрию Юрманову, который является заместителем директора, чтобы пригласить их к участию в фестивале. И тут он мне в разговоре «выдает» потрясающую новость: к ним едет хор им. Пятницкого. Для меня она, действительно, стала потрясающей: стало обидно, как так, думаю… А в Бурятию?

Оказывается, в рамках своего 100-летнего юбилея коллектив совершает большой тур по городам Сибири и Дальнего Востока. Чита и Иркутск в том числе. Но не Улан-Удэ. Созваниваюсь с руководством хора, приглашаю заглянуть и в нашу республику. И слышу отказ: «Не представляется возможным». Коллектив серьезный, график гастролей плотный и давно утвержденный. Я опять, чуть не плача, звоню в Читу Юре. Он понял наше желание и, вопреки назначенной дате, переносит ее. Дальше, говорит, сама. Опять многословные убеждения руководства хора в том, что «им просто необходимо выступить в Бурятии», согласования… Но, видимо, судьба выступить прославленному коллективу перед жителями Бурятии. Я считаю, это большая удача: хор им. Пятницкого никогда не выступал на бурятской сцене, и неизвестно, выступил бы когда-нибудь или нет. Гениальный коллектив со столетней историей – так хочется, чтобы наш зритель смог оценить его творчество.

Великий Пятницкий

Справка

Митрофан Ефимович Пятницкий (1884–1927) происходил из духовного сословия. Есть легенда, что земляки, жители Воронежской губернии, считали его чудаком. «Какой нормальный молодой парень станет ездить по деревням и уговаривать крестьян петь на публике?». Некоторые пытались объяснить любовь Пятницкого к народной песне тем, что он якобы был… певцом-неудачником, тщетно мечтавшем о карьере оперной звезды. Хотя… слаб человек, и, кто знает, возможно, эти суждения и имели под собой некоторую реальную основу.

«В четверг 17-го и пятницу 18-го в 13.00 имеет быть концерт крестьян-великоросов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и других губерний. В программе:

1. Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов, гуслей, жалеек, лиры.
2. Былины и исторические песни.
3. Причитания плакальщиц.»

Перед вами подлинный текст афиш, появившихся в Москве 100 лет назад. На Масляной неделе 1911 года. В назначенный срок в зал Дворянского собрания (ныне Колонный зал Дома Союзов), заполнился публикой. Занавес медленно раздвинулся, и перед зрителями предстала… обыкновенная деревенская изба. Вдоль темных бревенчатых стен – грубо сколоченные, струганные лавки. Возле русской печки – чугунки, кочерга, ухваты… Среди этой простой и привычной обстановки спокойно и естественно чувствовали себя исполнители – одиннадцать крестьян, жителей центральных губерний России.

То были непрофессиональные актеры. Но именно этот, как бы сейчас сказали, «самодеятельный театр песни» произвел тихую революцию в певческой культуре нашей Родины. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Их пели – да как! – щемящее бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни создатель хора Митрофан Пятницкий. «Народная песня, – писал Пятницкий, – это художественная летопись народной жизни. Только она, увы, вымирает. Ее надо спасать».

Этому он и посвятил всю свою жизнь.

Жизнь продолжается

Шло время. Десятки певческих коллективов стали историей. Многие великие певцы были вынуждены уехать в эмиграцию. Возможно, такая же судьба была уготована и хору Пятницкого, если бы не случай. Однажды, это было в 1918 году, концерт услышал сам Ленин. Ильич был настолько растроган пением простых неграмотных крестьян, что распорядился «оказать талантливым самородкам всяческую поддержку»… Сразу после этого хор был переведен в Москву.

Шли 30-е годы, 40-е, начались 50-е… Менялись руководители хора. Ими были замечательные композиторы П. Кузьмин, В. Захаров, М. Коваль, после него В. Левашов. В 1938 году были созданы танцевальная группа и оркестр народных инструментов – основатель последнего был Василий Хватов.

Непростые испытания выпали на долю хора во времена правления Сталина. Он по своему разумению, как хозяин, «корректировал» репертуар любимого коллектива. Так, особо нравившуюся Иосифу Виссарионовичу популярную народную песню «Уж ты степь» хор обычно вынужден был исполнять «с душой и всем сердцем» за вечер по два, а то и по три раза.

Сегодня, после довольно трудного периода 90-х годов, Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого опять на подъеме. Хор Пятницкого объехал десятки стран мира. И где бы он ни выступал, русская песня помогала лучше узнать наш миролюбивый и душевный народ.

…А давняя честолюбивая мечта Митрофана Ефимовича сбылась 2 марта 2001 года: в день 90-летнего юбилея первого представления в московском Дворянском собрании на Площади звезд в Москве была заложена еще одна звезда. Звезда хора, носящего имя Пятницкого.

«Славное море, священный Байкал…»

На нынешние, юбилейные гастроли коллектив выезжает в составе 63 человек. Это и балетная группа, и оркестр, и сам хор.

– Когда я созванивалась с организаторами гастролей, мне дали полную картину выступления, – говорит Наталья Борисова. – Нашего зрителя ждет 1,5-часовая программа нон-стоп. Кроме того, оказывается, в каждом городе артисты вносят в программу свои коррективы. Новая площадка – индивидуальная программа в зависимости от самобытности региона, культурного уровня зрителя, меняются песни, танцевальные номера. Ну как в Бурятии не спеть шедевры «Славное море, священный Байкал» или «По диким степям Забайкалья»! Меня заверили, что эти хиты, которые сейчас и по радио-то редко услышишь, обязательно будут исполнены. Учитывайте, что артисты исполняют только «вживую». Я думаю, это отличный подарок для всех ценителей народного, чистого творчества.

Благодаря своему художественному руководителю, талантливейшей артистке Александре Пермяковой, в репертуаре коллектива сохранились любимые песни старшего поколения в том виде, в каком пели их наши бабушки. «Мы сделаем все, – говорит нынешний художественный руководитель хора Александра Пермякова, – чтобы наша звезда не затерялась крошечной пылинкой между других звезд, а навсегда оставалась символом идущего сквозь время немеркнущего, непобедимого света вековой русской культуры. Ее чистоты и подлинной глубинной духовности».

«И кто его знает…», «Всю-то я Вселенную проехал…», «Степь да степь кругом…» – какие еще произведения исполнят артисты хора в Улан-Удэ, пока остается тайной.

Кол-во просмотров: 1077

Поделиться новостью:


Поделиться: