В дни 80-летия со дня окончания Великой Отечественной войны мы вспоминаем своих родных, чья судьба, а значит и наша, оказалась связана с теми событиями. 100 лет исполнилось в этом году Виктору Николаевичу Андрееву, чья родина село Желтура Джидинского района.
Его старший брат Иван всю войну провел на корабле «Ретивый» Тихоокеанского флота, а Виктора с открытием второго фронта определили в 571 отдельный саперный батальон 298 стрелковой дивизии Забайкальского фронта. Их отец Николай Петрович, призванный в 1942 году Железнодорожным райвоенкоматом, на тот момент уже погиб на Ленинградском фронте. Для 18-летнего Виктора начиналась новая, полная испытаний страница в жизни.
Японская карточка
Отдельному саперному батальону предстояло выдержать наступление в забайкальско-маньчжурском направлении. Как рассказывал в свое время родным сам Виктор Николаевич, перед тем, как перейти границу, их одели во все чистое. Первая же деревня староверов оказалась пустой – все ее жители ушли в леса. Не было еды, не было воды, нагрузки на пределе человеческих возможностей. Бои с опытной Квантунской армией.
Предстояло преодолеть Большой Хинган, малоизученный и труднопроходимый участок отрогов. Не просто пройти самим, провести технику, которую порой приходилось тащить на себе. До них этого не делал никто, а они сделали.
Наступил период дождей, заливших все вокруг. Территория стала малопроходимой для любого вида транспорта, а отсутствие лесов затрудняло строительство мостов и устройство гатей. Однако смекалистый Виктор Андреев каким –то образом справился с этим боевым заданием, за что был награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе несколько сухих строк: «Образцово выполнил боевое задание командования по устройству гатей и колонных путей, чем способствовал успешному продвижению частей дивизии через Большой Хинган».
- Свою главную задачу — ускорить капитуляцию Квантунской армии — они выполнили безукоризненно, — отмечалось в итоговом отчете командования. — Своей беззаветной отвагой, мужеством советские десантники повсеместно производили потрясающее моральное воздействие на японских военнослужащих.
Много лет спустя Виктор Николаевич рассказывал, что однажды ехал по каким –то делам на велосипеде и заметил вдали что-то черное. Подъехав поближе, увидел несколько японцев, которые, не желая дожидаться окончания своего печального конца, сделали себе харакири. Сохранилась фотография, где молодой боец Андреев стоит в японской трофейной куртке. До сих пор в семье Андреевых хранится чистая почтовая карточка, сделанная в послевоенной Японии. На ней изображена японская женщина в длинном платье, облокотившаяся на огромную вазу. В ее руках дамская сумочка, на руке часики. Как эта карточка попала в их семью, теперь уже спросить не у кого, но что-то подсказывает, что появилась она в семье не случайно.
Лучший шлифовщик Улан-Удэ
Вернулся домой участник Второй мировой войны Виктор Николаевич Андреев только в 1948 году. Устроился работать шлифовщиком на Улан-Удэнский авиационный завод, в цех 75, где проработал больше тридцати лет. В числе первых ему было присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
В 1960 году Андреев награжден значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР». В 1967 году редакция журнала «Молодая гвардия» премировала шлифовщика – универсала шестого разряда Андреева путевкой на ВДНХ СССР с вручением свидетельства как участнику выставки. В 1970 году в честь 100-детия со дня рождения В.И. Ленина за успехи в соревновании в период подготовки к юбилею он отмечен юбилейной медалью и удостоен звания «Лучший шлифовщик города», награжден именными часами.
В одной из многочисленных газетных статей тех лет рассказывается о рационализаторских нововведениях Андреева, что позволило заводу получать экономический эффект в тысячи рублей.
- Для нарезания резьбы метчиком на токарном станке и в процессе разворачивания отверстий токарь применяет вороток, поджимая его центром задней бабки. Токари знают, как это неудобно. Виктор Николаевич предложил для большего удобства подпружинный спеццентр, который должен освободить правую руку токаря и обеспечить полную гарантию его безопасности, - читаем в одной заметке, где также сообщается, что только за пять последних лет Андреев внес и внедрил в производство 23 рационализаторских предложения, получив экономический эффект в сумме 10 053 рубля.
Он обучил 17 учеников, в числе которых Ида Большедворская и Юрий Чернышук, ставшие на Улан-Удэнском авиазаводе хорошими рабочими. От себя добавим, что никогда не оставлял Виктор Николаевич своих воспитывавшихся без отца племянников Женю и Николая, тем более, если те нуждались в хорошем совете.
Уникальная машина
Не раз избирался Виктор Николаевич депутатом районного Совета депутатов трудящихся, состоял в добровольной народной дружине, но больше всего свое свободное время и душу отдавал машине собственного производства. Не имея возможности в советское время купить личный транспорт, Виктор Андреев его сделал самостоятельно – двухместную мотоколяску – трицикл, развивающую скорость до 55 км/ч. В качестве мотора был установлен мотоциклетный двигатель ИЖ-49, дюралевый кузов был сварен на заводе.
В 1972 году ежемесячный популярный научно – технический журнал ЦК ВЛКСМ для молодежи выпустил по этому поводу статью «Кроха» из Улан-Удэ", подробно описав модель с приложением схемы конструкции и фото автомобиля. Было принято решение вывести машину Андреева на ВДНХ, но автомобиль хоть и прозвали «Кроха», однако в кузов предоставленного предприятием самолета он не влез и показ на всероссийской выставке не состоялся.
Сегодня в Улан-Удэ живет сын и внук Виктора Николаевича, родственники, хранящие память о талантливом изобретателе и рационализаторе. Имя Виктора Николаевича, как и имена его отца и брата, навсегда вписаны в книгу «Желтура – казачья станица, сердце на границе». Человек жив, пока жива память о нем.