3 мая 1945 года Совет Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР удовлетворил ходатайства групп верующих и постановил открыть дацан в улусе Средняя Иволга. Сегодня самый крупный монастырский буддийский комплекс России, центр традиционного российского буддизма отмечает свое 76-летие.
фото предоставлено пресс-службой Иволгинского дацана
Удивительно, но история появления Иволгинского дацана неразрывно связана с Великой Отечественной войной. Известно, что в 1930-х годах буддийские храмы стали закрывать, хубараков начали распускать по домам, а лам – подвергать репрессиям (их либо расстреливали, либо отправляли в лагеря).
- Когда немецко-фашистские войска подошли близко к Москве, Сталин собрал представителей всех религий и обратился с просьбой всесторонне помочь в борьбе с фашистами, пообещав в дальнейшем открыть храмы этих конфессий, - рассказала Алла Намсараева, руководитель пресс-службы Иволгинского дацана.
Тогда стали отпускать из лагерей лам, из которых позднее начали формировать небольшие отряды и отправлять в госпитали на фронт. В условиях нехватки медикаментов, особенно средств анестезии, умение лам воспользоваться буддийской медициной пришлось как нельзя кстати. Лам-тантристов же собрали в Москве, где они провели специальный сильнейший ритуал, вызвавший небывалые для центра России морозы – их сразу назвали «сибирскими». Это сильно ударило по боеспособности немецкой армии и помогло нашим войскам перегруппироваться.
- В самой республике те ламы, которые скрывались в подполье, вышли из него, было образовано Общество помощи фронту. На старо-бурятском языке были отпечатаны листовки с призывом помогать фронту, ламы ездили по самым дальним улусам, распространяли листовки и собирали денежные средства, мясо, выделанные шкурки, которые отправлялись на фронт. В архивах сохранились документы, свидетельствующие о передаче достаточно больших средств в банк – на них потом были построены самолёты для фронта, - продолжила Алла Намсараева.
Десять лам получили за время Великой Отечественной войны благодарности от главнокомандующего, и именно с ними они поехали в конце войны в Москву – ведь Сталин обещал открыть дацаны. В результате было разрешено передать верующим один из сохранившихся храмов в п. Агинское - так возобновились хуралы в Агинском дацане, а в Бурят-Монголии стали выбирать место для будущего буддийского монастыря.
- Восстанавливать молебны в Тамчинском дацане отказались сразу – слишком далеко он находился от столицы – г. Верхнеудинска. Поэтому место для нового дацана выбрали одновременно труднодоступным для верующих и, в то же время, не столь удалённым от Верхнеудинска, чтобы легче было вести контроль за ламами и их посетителями, - пояснила Алла Намсараева.
Первый храм – нынешний Чойра дуган – это переданный по тому же постановлению от 03.05.1945 «бывший молитвенный дом «мани». В 1945 году в нем начали проходить первые хуралы, а первый большой молебен на Сагаалган прошёл в Иволгинском дацане в феврале 1946 года.