История Монголии в девяти этажах (ФОТО)

В прошлом году в честь великого хана Чингисхана открыл свои двери одноименный музей
Туризм |
Фото: Зорикто Дагбаев

В прошлом году Монголия широко отпраздновала 860-летие Чингисхана. Тогда открыл свои двери музей, названный в честь великого хана. О нем коротко в нашем материале.

Девять этажей истории

Открытие музея отметили помпезно: конная гвардия торжественно перевезла из дворца правительства в музей древний символ монгольской государственности — девять белых бунчуков. Они представляют собой древки, увенчанные волосами с грив белых коней со всей Монголии, что символизирует единство народа.

Напомним, музей Чингисхана это не просто музей, но и настоящий международный исследовательский центр, где создана образовательная, культурная и развлекательная среда для людей всех возрастов, в том числе для инвалидов и пожилых людей. Есть кинотеатр и учебный центр, внедрены технологии дополненной и виртуальной реальности. Узнать всю информацию об экспонатах можно не только от гидов и со стендов, но и через приложение музея.

Строительство музея началось в 2019 году. Из-за пандемии работы затянулись, трудности были как с поставкой материалов для строительства, так и с получением высокоточных копий из иностранных музеев и архивов. В итоге весь процесс занял несколько лет, и в 2022 году, аккурат в дни празднования 860-летия Чингисхана, музей открыл свои двери.

Для посетителей действует шесть выставочных залов, занимающих шесть наземных этажей. На остальных трех этажах, которые находятся в цоколе, располагаются архивы и мастерские. Общая площадь музея составляет 22,5 тыс. квадратных метров.

Для пополнения фонда работники музея вместе с исследователями организовывали археологические экспедиции в различные уголки Монголии, в том числе в Сухэ-Батор, Каракорум и аймак Хубсугул. Несмотря на то, что музей носит имя Чингисхана, здесь собрана история всего монгольского мира, в том числе предметы быта, орудия труда и оружие прародителей степных монголов – хунну. Об особенностях культуры древних кочевников и пойдет сегодня речь.

Противостояние с Китаем

Древний кочевой народ хунну бороздил степи севернее границы с Китаем. Это время с 220 года до н. э. по II век н. э. Хунну как единая держава образовалась во время войн с империей Хань, это были прекрасные всадники, которые ценили военное искусство и первыми разработали систему пограничных пунктов. Именно для защиты от их набегов во времена царства Цинь была построена Великая китайская стена. Государство хунну занимало территории от Великой китайской стены до Байкала, от берегов Корейского полуострова до границ современного Казахстана.

Китайские исследователи называли верховного правителя хуннов «шаньюй», то есть владеющий обширными землями. Модэ шаньюй – самый известный из предводителей хуннов, именно с него и начинается история империи хунну. Набегов кочевников ханьский император Гаоцзу боялся настолько, что ему вскоре пришлось заключить с хунну «договор о мире и родстве». Согласно ему,  император должен был выдать за шаньюя княжну из своего дома и ежегодно платить дань.

В целом историки придерживаются мнения, что Империя хунну была многонациональным государством. Во многом этому поспособствовали межэтнические браки между разными группами аристократов. Напомним, хунну подчинили и объединили множество племен в ходе походов за недолгое существование своего государства. Под властью хуннских шаньюев находились племена сяньби и ухуань на востоке, племена юэди на северо-западе и страны Хуньюй (предки хунну), Цюйшэ (предки казахов), Динлин (племена Южной Сибири), Гэгунь (кыргызы) и Синьли на севере.

Политический центр империи находился в долине реки Орхон в сомоне Улзийт аймака Архангай в Монголии. Руины столицы в 2017 году нашла группа исследователей под руководством доцента кафедры археологии Улан-Баторского государственного университета Тумур-Очирын Идэрхангай. Город носил название Луут, на китайском – Лунчэн, в переводе означает Город дракона. Немало находок нашли исследователи во время раскопок, среди них остатки сооружения, которые украшала древняя надпись на ханьцзы «Тэнгэрийн Хүү» — Сын Неба. Эта надпись стала основным свидетельством того, что найденный город является столицей хунну.

Не только кочевники

Одни из значимых экспонатов истории хунну, которые хранятся в музее Чингисхана – камни с изображением оленя. Историки утверждают, что именно олень привел хунну в Крым: в 371 году до н. э. хуннские всадники увидели на Таманском полуострове пасущуюся самку оленя и погнались за нею. Животному удалось уйти от погони по воде, как позднее выяснилось, по подводной отмели, которую во время преследования дичи и удалось найти гуннам. Так что в какой-то степени оленя можно назвать священным для хунну животным.

В числе экспонатов – массивный камень, на котором изображена целая картина, в центре которой – олень с ветвистыми рогами. Картина состоит из трех частей, верхняя олицетворяет небесный мир, представленный солнцем, средняя – наш мир, представлен оленем, нижняя – загробный, потусторонний мир. С древних времен монголы считали оленя проводником между мирами,  значимость животного нашла отражение в изобразительном искусстве, а именно в стиле авангард. Подобных камней с изображением оленя в мире около 700, более 600 из них находится на территории Монголии, они есть также в Туве. Находили и изучали эти камни в 20 веке в основном советские геологи.

В музее собрано множество предметов утвари и домашнего быта хунну. Кочевники, как бы это странно ни звучало, освоили и земледелие, их деятельность не ограничивалась охотой и скотоводством. Доказательства – найденные при раскопках орудия труда для пашни.

Хунну соблюдали жесткую социально-политическую иерархию в вопросе захоронений, присущую тому времени. Большинство из них в поздний период империи представляли собой шахтные ямы, которые закрывали толстыми каменными «кольцами» либо просто грудой камней. Могилы правящей элиты империи отличались богатством, особенно те, в которых хоронили женщин. Как правило, вместе с гробом усопшей в ямы укладывали всевозможные драгоценности, украшения и артефакты, нередко кости лошадей и домашнего скота. Мужчин, как правило, хоронили с оружием, военными трофеями и т. д.

Рядом с останками правящей элиты хоронили людей более низкого статуса: слуг, помощников и т. д. Вместе они образовывали своеобразный погребальный комплекс. Самые известные из них, где до сих пор проводятся раскопки – Тахилтын-Хотгоре и Шомбуузын-Бэлчире Ховдском аймаке на западе современной Монголии.

Кол-во просмотров: 1141

Поделиться новостью:


Поделиться: