Исследователи заинтересовались «огненным» портретом Линховоина в музее Улан-Удэ

Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Исследователи заинтересовались «огненным» портретом Линховоина в музее Улан-Удэ
Фото: Татьяна Никитина

Большой портрет знаменитого на весь мир баса Лхасарана Линховоина в образе хана Кончака из оперы «Князь Игорь» привлек внимание исследователей в год 100-летия певца. Картина принадлежит перу известного художника Чингиза Шенхорова, которую он создал в 1989 году, уже после смерти Линховоина. При каких обстоятельствах была написана «огненная» картина, еще предстоит выяснить. Пока же приводим предоставленное музеем описание необычного портрета, где за каждым словом – столь актуальные сегодня символы и смыслы. Автор описания - искусствовед Жамсаран Жигжитжапов.

- Мужчина стоит к зрителю в три четверти и задумчиво, но грозно смотрит вдаль. На голове у него надет Мурак - роскошный головной убор, которые могли надевать только ханы, султаны, правители. Из одежды можно отметить красивый оранжевый жилет с меховой подкладкой, металлический обрамленный пояс с золотой бляхой и ожерелье из золотых медальонов, украшающие грудь человека. Левое плечо мужчины покрывает богатая накидка в желто-зеленую полоску, в ушах у него кольцевидные золотые серьги, а правой рукой он вытаскивает свою саблю из ножен. На заднем фоне картины, под светом невероятно большого, гиперболизированного красного солнца стоит многотысячное войско Хана Кончака, с копьями в руках, направленными в кровавое небо.

Сам Хан Кончак в опере "Князь Игорь" предстаёт не только как воинственный и жестокий поработитель, но и как мудрый и благородный правитель. В его арии "Полк-полкан" Кончак выражает свою грусть и тоску о родине, которую он потерял, и желание помочь князю Игорю восстановить мир и порядок в Руси. В этой арии Кончак также проявляет свою мудрость и умение убеждать, пытаясь уговорить Игоря прекратить войну и вернуться к мирной жизни. Таким образом, образ хана Кончака не только в опере "Князь Игорь", но и на картине Шенхорова представлен неоднозначно и содержит в себе не только черты жестокого военачальника, но и благородного и мудрого правителя.

Шенхоров прекрасно передает ту самую атмосферу классической оперы в своей картине, где мужчина взглядом проговаривает свои слова: «Немало вражьей крови мечом я этим пролил; не раз в боях кровавых ужас смерти сеял мой булат».

Символичность картины заключается не в правдоподобности воинских атрибутов, а в мощном звучании красного цвета - квинтэссенции древнерусских фресок Феофана Грека и Дионисия Глушицкого, а также некоторого ритма рельефов древнегреческого Парфенона Афинского Акрополя, сияния византийских мозаик.

Ради предельной выразительности цвета Шенхоров отказывается от цветового разложения, от рефлексов, он «освобождает» чистый цвет от игры света и уходит от приемов пленэрной живописи. Яркое солнце, войска заполнившие задний фон, не устрашает, а наоборот, усиливает огненно- красный колорит картины и образ мужчины, создавая полный невероятного напряжения образ.

Художник преображает реальность, возвышая исторический сюжет до уровня символического значения. Эта картина очищена от всего случайного, незначительного. Условность художественного языка не мешает мастеру добиться эмоциональной выразительности. В этой сцене из оперы «Князь Игорь», несмотря на динамику и разнонаправленное движение фигур второго плана, есть ощущение вечности и постоянства.

 На фото Т. Никитиной: костюм Хана Кончака, в котором выступал Лхасаран Линховоин (музей бурятского театра оперы и балета)

 

Кол-во просмотров: 1007

Поделиться новостью:


Поделиться: