Чем сейчас опасен лед Байкала, о происшествиях на льду и многом другом рассказал редакции NewMediaGroup начальник отдела безопасности людей на воде ГУ МЧС по Бурятии, главный государственный инспектор по маломерным судам Бурятии Николай Зайцев.
Таяние льда
В этом году лед на Байкале имеет толщину намного меньше среднего и за последние пять лет это самый плохой для передвижения лед. Повсеместно на озере структура льда неплотная, рыхлая, лед игольчатый.
В настоящее время под воздействием высокой температуры лед начинает активно пропитываться водой. Под лучами солнца в ближайшие дни будет происходить так называемое распаление льда. То есть, если вода напитывает лед и происходит таяние снизу, то под воздействием солнца лед начинает сверху таять, образуются лужи. Также при землетрясении или от ветра лед разламывается и происходит распадение льда на отдельные ледовые поля.
Ледовые переправы
В текущем году на территории Республики Бурятия было открыто 14 ледовых переправ. Они начали действовать на реках с ноября. Затем, во II-III декаде января – I декаде февраля были открыты ледовые переправы на озере Байкал.
В настоящее время все переправы в Бурятии закрыты, они прекратили свое функционирование. Инспекторы ГИМС присутствовали как при открытии, так и при закрытии переправ.
Провалы под лед
В Бурятии на водоемах в зимний период произошли пять случаев частичного провала техники под лед, когда машины застревали передними или задними колесами во льду.
- Но, к сожалению, в январе один человек в Баргузинском заливе провалился, следуя по льду Байкала на снегоходе. Мужчина в состоянии алкогольного опьянения ночью выдвинулся со льда на берег, попал в полынью и провалился. К несчастью, спасти его не удалось. Это единственный случай за текущий период, - рассказал главный государственный инспектор по маломерным судам Бурятии Николай Зайцев.
При это несмотря на запреты, люди продолжают ездить. Основной причиной выезда на опасный в данные момент лед Байкала – это любительская рыбалка.
Инспекторы ГИМС на прошлой неделе провели обширный рейд. В Кабанском районе инспекция обнаружила порядка сотни машин на льду.
- Со многими владельцами машин проводятся беседы. С некоторыми приходится разговаривать более жестко. Для привлечения к административной ответственности в состав патрулирующей группы включены инспекторы рыбоохраны, которые имеют право наложить административное наказание в виде штрафа за выезд на лед в водоохранной зоне, - прокомментировал инспектор.
Объяснить на пальцах
Инспекторы ГИМС на наглядном примере объясняют горе-рыбакам об опасности нахождения на льду. Сотрудники провели эксперимент. Человек, облачившись в гидрокостюм, подходил к краю промоины в 10-20 метрах от скопления машин рыбаков и проваливался. Тем самым сотрудники показали, что лед на Байкале в настоящее время не имеет однообразного покрытия, в разных местах он бывает разной толщины. Поэтому сейчас на Байкале крайне опасно ездить по льду на автомобиле.
Вторым по опасности водоемом в Бурятии для езды и ходьбы по льду является Гусиное озеро.
Столкновения техники на льду
В этом году зафиксирован один случай столкновения транспортных средств на льду. В Северобайкальском районе аэролодка с пассажирами на борту, съехав с берега на лед, остановилась. В этот момент на встречу двигался легковой автомобиль. Водитель машины не справился с управлением и совершил столкновение с аэролодкой. В результате аварии несколько человек получили травмы легкой степени тяжести. Пострадавшим была оказана медицинская помощь.
Такая категория происшествия называется аварией с маломерным судном. Есть аварии, где маломерное судно терпит крушение, получает повреждения, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией.
В прошлом году произошла авария в Чивыркуйском заливе. Два владельца аэролодок двигались со стороны Иркутской области и при въезде на территорию Чивыркуйского залива один из них, не справившись с управлением, на большой скорости наехал на ледяные торосы, из-за чего лодка перевернулась. В аварии погиб судоводитель.
В текущем году, благодаря активной работе по выявлению нарушений водителями судов, таких происшествий не допущено.
Аэролодка – это судно особой конструкции, которое имеет двигатель внутреннего сгорания, движение ее происходит за счет отталкивания винтом воздуха.
Для управления таким видом судна необходимо получить права судоводителя, зарегистрировать судно в Инспекции по маломерным судам, пройти техническое освидетельствование и получить судовой билет.
Удостоверение водителя маломерного судна не дает права заниматься коммерческой деятельностью.
На учете в Улан-Удэнском участке ГИМС состоят более 6 тыс. маломерных судов. Большинство из них используются на Байкале.
Начало навигации
Обычно открытие навигационного периода в Бурятии происходит сначала на реках Селенга и Уда в городе Улан-Удэ. В этом году период будет открыт 25 апреля.
В дальнейшем, в I декаде мая навигация будет открыта на всех реках южных, западных и восточных районов республики. На севере Бурятии – со II-III декады мая. Озеро Байкал – до 10 июня, до полного таяния льда.
Записал Вячеслав Бадмаев
Читайте по теме:
Где в Бурятии откроются оборудованные пляжи, рассказал сотрудник МЧС