К 100-летию Бурятии вспомнили страницы жизни на станции Гусиное озеро

В те годы Валентина Перевозникова работала в системе образования
Общество |
Фото: личный архив Валентины Перевозниковой

Десять лет моего педагогического стажа (с 1966 по 1976 год) я жила и работала в школе на станции Гусиное Озеро Восточно-Сибирской  железной дороги, расположенной в Селенгинском  районе Бурятии. Станция была построена до Великой Отечественной войны рядом с селом Тамча, и все объединенное поселение стало единым жилым поселком Гусиное Озеро. Хотя для понимания места жительства в народе осталось название Тамча. 

В то время Гусиное Озеро было большой узловой станцией. При въезде на станцию можно было видеть большое количество паровозов, стоящих на площадке в консервации. Эти паровозы хранились на случай новых военных действий. К сожалению, мировая обстановка всегда была напряженной. И всегда СССР был «лакомым куском» для Запада и не только для него.

Основным предприятием на станции было большое депо. Оно владело немалым количеством тепловозов и паровозов. В его штате работало, по моей памяти, более тысячи человек разных профессий и специальностей. Для успешной работы депо функционировали службы, которые обеспечивали жизнедеятельность и депо, и поселка. Эти организации отвечали за бесперебойную работу энергетики, связи, отопления, отличного состояния железнодорожных путей, то есть всего того, без чего не могла работать железная дорога. Каждая организация в названии имела свою аббревиатуру: например, ПЧ-путевая часть, по которой коротко называли предприятие.

В составе ВСЖД находились все вспомогательные предприятия, обслуживающие железнодорожников. Это средняя школа-интернат № 92, вечерняя школа, больница: поликлиника и стационар, детские сады, магазины, клуб, столовая. Коллективы этих предприятий получали такие же льготы железнодорожного транспорта, что и работники основных производственных предприятий. Например, ежегодный бесплатный проезд по железным дорогам СССР, бесплатный проезд до города Улан-Удэ.

Кроме железнодорожных предприятий там работали и другие организации районного подчинения: рыбзавод, лесхоз, почта, ателье, начальная школа и детский сад, амбулатория. Административные вопросы поселка решал сельский Совет, поэтому жители поселка редко ездили в районный центр. 

Я хочу описать «кусочек истории» станции Гусиное Озеро как ее непосредственный житель.

На станции я начала работу в вечерней школе учителем математики. Эта школа, как и дневная, подчинялась отделу учебных заведений ВСЖД, поэтому они работали в одной связке: в одном помещении с одним и тем же коллективом учителей. В тот период программа обучения населения грамотности осуществлялась очень активно. Каждый гражданин должен был обязательно иметь восьмилетнее образование. За этим следила школа, администрация поселения: на учете был каждый ребенок до его совершеннолетия. По окончании восьми классов ребенок делал выбор: учился дальше в школе, техникуме или училище. Некоторые начинали работать и продолжали обучение в вечерней школе или учились заочно в техникумах.

В поселке жила еще небольшая группа взрослых, которая не имела даже восьмилетнего образования. Для этого случая в отделе образования было организовано ускоренное обучение и разработана программа, по которой  желающие могли за два года освоить азы обучения с шестого по восьмой класс. Это было сделано для того, чтобы человек все-таки мог получить хотя бы среднее образование. Такая группа в школе была и успешно прошла ускоренное обучение.

Основной массой учащихся вечерней школы были старшеклассники –  им нужен был аттестат о среднем образовании для дальнейшей успешной жизни. Трудное время переживали «вечерники»: нужно добросовестно отработать восемь часов на предприятии, к семи часам вечера быть на уроках с выполненным домашним заданием. Большинство из них были семейными людьми, для которых семейные обязанности не отменялись.  В этом случае женщинам, повышающим образование, особое восхищение! Этот народ очень старался учиться, приходя в школу четыре раза в неделю на пять уроков. Урок в вечерней школе длился 40 минут. Иногда учащиеся просили дополнительные занятия в другие, чаще в выходные дни.

Руководство предприятий не чинило препятствий для «вечерников», поощряло учебу своих работников и всячески помогало им, устраивая удобный график работы или предоставляя  другие льготы. Если кто-то из учащихся принимал решение бросить «вечерку», то и учителя, и руководители предприятий старались отговорить человека от опрометчивого  поступка.  Старые фильмы «Большая перемена», «Весна на Заречной улице» правдиво отражают многие моменты жизни учащихся вечерних школ.

На работу к этим людям мы шли с радостью: хотелось им понятно объяснить, помочь, подсказать. Иногда по просьбе учащихся сокращали урок или переносили его на другой день, чтобы посмотреть с ними новый фильм, послушать приехавших артистов. Проводили дополнительные занятия для тех, кто по каким-то причинам пропускал занятия. Конечно, помогали при подготовке к экзаменам,  помогали сдать экзамены.  Знать бы тогда, что буду «описывать историю», записала бы фамилии многих «вечерников». Все-таки единственный ученик, которого знаю всю жизнь, это мой муж, учившийся в школе с девятого класса по одиннадцатый. Как говорят учителя, это мой выпускник. Муж – железнодорожник Геннадий Петрович Перевозников – работал мастером на Восстановительном поезде.

В дневной школе обучалось по моей памяти около 1300 детей. Я не преувеличиваю. В 1973 году в школе было укомплектовано пять  (параллельных)  пятых классов, нумеровали 5-й «А», «Б», «В», «Г», «Д»; численность каждого была от 35 до 40 человек. Все другие классы тоже были по два и более полных комплекта. 

Я помню численность классов по простой причине. Тогда я приняла четыре пятых класса и вела (как говорят учителя) их по восьмой класс.  После проведения контрольной работы мне нужно было проверить более 180 тетрадей в один день – попробуй забыть эту нагрузку! Нужно было еще написать план работы на следующий день. Кроме того, ежедневные уроки в девятом классе, где тоже надо проверить тетради и спланировать завтрашний урок. Такая большая нагрузка была у каждого математика. При норме работы 18 часов (уроков) в неделю у нас было 30 часов, так как суббота тогда была рабочей. Кроме того, приходилось заменять заболевшего учителя. Такая же большая нагрузка была у литераторов, пожалуй, и больше. У них много времени требовалось для проверки разных письменных работ.

Не все дети понимали материал с первого раза, поэтому с некоторыми из них приходилось заниматься отдельно после уроков. Кроме того, у каждого предметника было еще классное руководство: еженедельные классные часы, которые проверял завуч, работа с родителями.

Коллектив школы был большим, по каждому предмету было несколько преподавателей, два пионервожатых, лаборанты, технический персонал, своя бухгалтерия. Руководил школой директор, еще были два завуча.

Школа жила активной, насыщенной жизнью. На первом месте стояла успеваемость. Ради хорошей успеваемости постоянно учились сами учителя.  Работали секции учителей по предметам, где обменивались своим опытом, перенимали опыт передовых учителей по ВСЖД и по стране. Ездили на ежегодные курсы повышения квалификации в г. Улан-Удэ, Иркутск.

Тогда в стране активно действовала пионерская организация. В нашей школе работали   две  очень  активные  пио­нервожатые, к сожалению, помню только имя одной из них – Роза Николаевна Шарипова. В каждом классе пионерский отряд проводил свои сборы, болел за хорошую успеваемость и активно участвовал в жизни школы.

В школе были две комсомольских организации: учительская и ученическая; обе организации сообща помогали организовывать общественную работу школы. Естественно, была большая партийная организация учителей, которая также работала на благо школы. Был в школе и профсоюз учительский.

Хорошо в школе проводилась спортивное  воспитание помимо уроков физкультуры. Помню, мы, классные руководители шестых классов и учитель физкультуры, по весне на природе в воскресенье провели большое мероприятие. Это была военно-спортивная игра, по-моему, называлась «Зарница», где классы боролись за первое место. Мы, учителя, болея за свой класс, тоже бегали, ползали, стреляли. Мероприятие было интересным, правда и мы, учителя, были молодыми!

Участие учителей в разных  внеклассных обязательных  мероприятиях отнимало много времени, что было нехорошо для учебного процесса и для их здоровья.  К тому же у нас  были семьи, дети, на которых оставалось мало  времени. Ясно, что для подготовки  работы на следующий день часто «прихватывали» ночь. Однажды глубоко за полночь я проверила контрольные работы четырех 7-х   классов, писать рабочие планы уроков на следующий день уже не было сил. Надо было сделать работу над ошибками по контрольной работе, для чего на листочке для себя я  написала номера задач,  решение которых спланировала повторить. Так называемый  «закон подлости» сработал: именно на этот урок пришел с проверкой директор школы. За отсутствие написанного плана урока я получила выговор. Я не обижаюсь, не жалуюсь –  это жизнь, где всегда радости переплетаются с неприятностями, которых, к счастью, было меньше. 

Выражаю огромную благодарность Наталье Емельяновой за оказание помощи при написании статьи.

Автор: Валентина Перевозникова

(продолжение следует)

Кол-во просмотров: 2386

Поделиться новостью:


Поделиться: