Кто больше делает для продвижения культуры Бурятии - глава республики Вячеслав Наговицын или мэр Улан-Удэ Александр Голков? Под знаком этого вопроса в Москве и Санкт-Петербурге проходят Дни культуры Улан-Удэ.
Пафос и масштаб Дней культуры Улан-Удэ в обеих столицах, - в бывшей имперской столице Санкт-Петербурге и в современной столице Москве, - действительно впечатляет. По случаю юбилея 350-летия основания Улан-Удэ мэр столицы Бурятии Александр Голков вывез в Москву и Питер все бурятские театры со своими лучшими постановками и ведущих профессиональных артистов и деятелей культуры республики. У последних в кои то веки появилась возможность показать столичной публике все свои достижения.
Ошеломили москвичей
Руководитель департамента национальной политики мэрии Москвы Виталий Сучков на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС 31 октября сказал, что даже столичные чиновники "ошеломлены таким размахом", явно не адекватным реальному поводу - юбилею небогатой региональной столицы.
на фото: на пресс-конференции перед открытием Дней культуры Улан-Удэ в Москве
Напомним, что пять лет назад в 2011 году культурная программа, посвященная 350-летию "добровольного присоединения Бурятии к России" (ее проводило правительство республики) по масштабу и уровню мероприятия, а главное, по ее подаче в "паблике", отличалась от нынешних "Дней культуры" явно в худшую сторону.
Другими словами, вместо семейного дня рождения со скромным бюджетом ("Кризис, сэр!") играем публичную свадьбу на 1000 персон с длинным белым лимузином и лезгинкой (ёхором) с разбрасыванием купюр! Правда, без свадебного генерала. Поскольку в этой роли никто из наиболее значимых персон из российской политической элиты на этом местечковом по сути празднике (мероприятии муниципального уровня) светиться не пожелал.
Сегодняшний пафосный выезд улан-удэнских чиновников и бурятских артистов в российские столицы (во главе с мэром Улан-Удэ Александром Голковым) подается весьма показательно и в историческом ракурсе. В частности, в программе на "Радио Москвы" министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков сравнил его, ни много ни мало, с двумя историческими Декадами бурятского искусства в Москве, которые состоялись, как известно, в 1940-м и 1959-м году. Напомним, что тогда эти декады прошли с санкции высшего руководства страны (лично Сталина, Хрущева), то есть, как сказали бы современные пиарщики, в рамках всесоюзного политического "тренда".
Любопытно, что утверждению мэра Улан-Удэ Александра Голкова в качестве политика как минимум регионального уровня, который привез артистов в Москву для того, чтобы показать достижения Бурятии и "ошеломить" москвичей, активно помогает нынешний министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков, напрямую подчиненный пока действующему главе Бурятии Вячеславу Наговицыну. Происходит это перед предстоящими выборами главы Бурятии 2017 года, и вряд ли может трактоваться как лояльные по отношению в Наговицыну действия.
Что показали
Однако, вернемся к любимой всеми исторической теме. Даже на самый поверхностный взгляд последняя акция мэрии Улан-Удэ в российских столицах по своему политико-культурному значению не может стать в один ряд с историческими Декадами бурятского искусства. И совсем не по уровню демонстрируемых достижений художественной культуры. С этим-то как раз все нормально.
В частности, театр Бурдрамы покажет в Москве на сцене театра имени Вахтангова две свои лучшие постановки последних лет, - резонансный спектакль о трагической фигуре бурятской истории Уржине Гармаеве "Үнгэрhэн сагай hэбшээн" (Ветер минувших времен) и всегда современную драму Шекспира "Ромео и Джульетта".
В Большом театре уже состоялся спектакль Бурятского театра оперы и балета "Тоска" (Пуччини), в котором одну из главных арий спел Ариунбаатар Ганбаатар, обладатель Гран-при последнего Международного конкурса имени Чайковского. В Мариинском театре Санкт-Петербурга бурятские оперные певцы споют свои лучшие арии, а в Александрийском театре пройдет вечер бурятского балета.
Увидят москвичи и петербуржцы спектакли и концерты с участием артистов Бурятского госцирка, театра песни и танца "Байкал", театра кукол "Ульгэр", Русского драмтеатра имени Бестужева и других ведущих творческих коллективов, а также выставки художников и скульпторов.
Но если сравнивать исторические I-ю (1940 года) и II-ю (1959 года) Декады бурятского искусства в Москве с нынешним "мероприятием" с точки зрения политической, то разница тут очевидна.
Первая декада
Дело в том, что Первая декада бурятского искусства в Москве прошла по инициативе самого Иосифа Сталина. Напомним политический контекст того времени.
Тогда в новой "сталинской" Конституции 1936 года было официально закреплено главное достижение Сталина - "построение социализма в одной отдельно взятой стране" (СССР), что по более ранней марксисткой догме было невозможно, а из текста Конституции была изъята задекларированная ранее главная цель страны - образование мировой республики Советов путем неуклонного и последовательного присоединения к СССР всех остальных стран. Это устаревшее положение стало считаться пережитком теории "перманентной революции" Льва Троцкого, в то время главного соперника Сталина в борьбе за власть.
По случаю этой своей личной победы, официально закрепленной в положениях новой Конституции о "победе социализма в СССР" и о "торжестве ленинско-сталинской национальной политики", Сталин в конце 1935 года официально объявил "дружбу народов СССР". И с конца 1935 года в Кремль потянулись одна за другой делегации союзных республик.
В декабре 1935 года в Кремле на приеме у лидеров Советского правительства побывали делегации пяти республик Средней Азии (Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана). А в январе-марте 1936 года Сталин, Калинин, Ворошилов и Молотов принимали уже делегации республик Закавказья (Азербайджана, Армении, Грузии) и Бурят-Монголии. Наша делегация во главе с "восточным орлом" (выражение сталинской прессы) Михеем Ербановым побывала на приеме у Сталина 27 января 1936 года.
Три славянские же республики (РСФСР, Украина и Белоруссия) и так считались стержнем СССР и в демонстративной ласке "отца народов" не нуждались. А три прибалтийские республики (Эстония, Латвия, Литва) и Молдавия к тому времени еще не были "добровольно присоединены".
Заметим, что среди перечисленных выше 9-ти делегаций только делегация Бурят-Монголии не представляла союзную республику. Тем не менее, перспектива скорого придания Бурят-Монголии статуса союзной республики (так же, как это произошло, например, с Карело-Финской ССР в 1940 году) была более чем очевидна.
Эту версию подтверждает и тот факт, что прошедшие до 1941 года декады национальных искусств в Москве касались опять таки только союзных республик. Так что, Бурят-Монголия морально была уже готова стать союзной республикой, а Улан-Удэ - столицей новой (объединенной с Монголией?) Бурят-Монгольской ССР.
Первой тогда была декада украинского искусства (март 1936 года), второй - казахского (май 1936 года). В 1937 году состоялись две декады (Грузия, Узбекистан), в 1938 году - одна (Азербайджан), в 1939 году - две (Киргизия, Армения), в 1940 году - две (Белоруссия, Бурят-Монголия), в 1941 году успели провести одну декаду (апрель 1941 года Таджикистан). Не повезло Туркмении, до которой из-за начала войны очередь не дошла.Устраивать же декаду русского искусства в Москве, столице РСФСР и СССР, которая сама принимала гостей, Сталин, видимо, посчитал излишним.
Таким образом, во всей этой "культурной" кампании с участием союзных республик виден явный политический заказ - желание Сталина показать торжество своей национальной политики.
Вторая декада
В дальнейшем этот всесоюзный "тренд" несколько расширился. Вторая по времени подобная кампания, - с юбилеями "добровольного присоединения" республик к России и проведением в Москве новых декад национальных искусств, посвященных этим юбилеям, - началась еще при Сталине и закончилась в период властвования Никиты Хрущева.
Как правило, к тому времени во многих союзных республиках и в некоторых автономных республиках прошли пафосные юбилеи национальных эпосов - "Калевала" (карело-финский), "Слово о полку Игореве" (русский), "Давид Сасунский" (армянский), "Джангар" (калмыцкий), "Витязь в тигровой шкуре" (грузинский), "Сказание о нартах" (осетинский).
Согласно подписанному председателем Совнаркома СССР Иосифом Сталиным постановлению, юбилей бурят-монгольского эпоса "Гэсэр" должен был состояться на союзном уровне в 1942 году. Однако из-за войны он был отложен. После войны на короткое время эпос "Гэсэр" в СССР преследовался как "антисоветский" и "феодально-ханский", но в 1951 году был реабилитирован.
Вторая декада бурятской литературы и искусства в Москве прошла в 1959 году в рамках масштабной всесоюзной кампании, демонстрирующей "нерушимую дружбу народов СССР", которые все как один "добровольно вошли в Россию". Хотя и в разное время.
Кроме Бурятской АССР (в 1958 году Бурят-Монгольская АССР была переименована) свои декады литературы и искусства провели Азербайджан (1950 год), Украина (1951), Литва (1954), Белоруссия, Туркмения, Латвия, Башкирия (все - 1955 год), Армения, Эстония (обе - 1956 год), Таджикистан, Татария, Кабардино-Балкария, Адыгея, Карачаево-Черкессия, Якутия (все- 1957 год), Грузия, Киргизия, Казахстан (все - 1958 год), Узбекистан, Азербайджан, Карелия (все - 1959 год), Дагестан, Молдавия, Северная Осетия, вновь Украина (все - 1960 год).
Таким образом, обе декады бурятского искусства в Москве играли ярко выраженную политическую роль, имеющую свое значение в продвижении политики СССР на международной арене в глобальном мировом масштабе.
В чем разница
Ничего подобного в случае проведения Дней культуры Улан-Удэ в Москве, посвященных юбилею Улан-Удэ, мы не видим. Федеральный центр как политический субъект в этой акции не участвует. Принимают мэра Голкова и бурятских артистов даже не мэр столицы Сергей Собянин, а его подчиненные, руководители департаментов московской мэрии.
Со стороны эта по сути местечковая политическая акция мэра Улан-Удэ Александра Голкова, зачем-то решившего "ошеломить" чиновников московской мэрии своим размахом, выглядит не более, как попытка утереть нос главе Бурятии Вячеславу Наговицыну. А самое главное, позиционировать себя как политика регионального уровня перед главными в Бурятии выборами 2017 года.
И, нужно признать, это Александру Голкову явно удалось. По сравнению с бледненькой культурной программой, которую подчиненные Наговицына провели в Москве в 2011 году на 350-летний юбилей "добровольного присоединения" Бурятии в России, нынешние Дни культуры Улан-Удэ в Москве и в северной столице России выглядят гораздо более солидно.
Напомним, что пять лет назад кроме выставки "Изобразительное искусство Бурятии в выставочном зале "Новый Манеж" республика без особого задора показала в Москве дежурный "концерт мастеров искусств" и три каких-то странных одноактных балета. Их, напомним, поставил в Бурятском театре оперы и балета малоизвестный "канадский хореограф" Питер Куанц, протеже худрука театра Антона Лубченко, пробавлявшегося тогда в Улан-Удэ. Напомним, что этот самый Антон Лубченко летом 2016 года попал под уголовное дело о махинациях в Приморском оперном театре (двойные выплаты своим приближенным сотрудникам) и сейчас находится под арестом.
На что гуляем?
На какие же деньги Голков переплюнул Наговицына?
Здесь утешением для горожан может служить тот факт, что 70 млн. рублей, которые бюджет Улан-Удэ потратил на эту пафосную поездку в белокаменную, можно большей частью отнести к федеральным средствам. Они, по словам чиновников мэрии Улан-Удэ, пришли к Голкову целевым образом, на "культурные мероприятия" в рамках юбилея 350-летия основания Улан-Удэ. То есть, их, будем надеяться, не отрывали от финансирования неотложных нужд города.
Хотя и здесь возникают вопросы. Дело в том, что в распоряжении правительства России № 922-р от 6 июня 2013 года, принятом во исполнении указа президента Путина "О праздновании 350-летия основания города Улан-Удэ", ни о каких "днях культуры в Москве" не говорится. Напомним, что в целом на "культурно-массовые мероприятия, проведение выставок и фестивалей" там было предусмотрено всего 87,1 млн. рублей, из них 37,5 млн. рублей должно было быть выделено в 2016 году.
Причем, большая часть этих денег (10 млн. рублей) ушло на "творческий проект "Улан-Удэ встречает гостей", фестивали детского и народного творчества, театрализованное представления открытия "Моя столица", карнавальное шествие , смотр визитных площадок. Остальные ушли на постановку спектакля муниципального театра "Забава" (3 млн.руб.), представление закрытия на Центральном стадионе Улан-Удэ (5,5 млн. руб.), конкурс социальных проектов (9 млн. руб.), фестиваль национальных театров "Алтан сэргэ" (2,4 млн. рублей), заказные репортажи в СМИ (2 млн. руб.) и другие мероприятия.
Большая же часть выделенных Российской Федерацией средств (весьма урезанных перед юбилеем) должна была пойти на сохранение историко-культурного наследия, ремонт объектов, строительство дорог.