Напомним, что 10 декабря 2012 года истекает срок полномочий мэра города. В соответствии с Уставом Улан-Удэ городскую исполнительную власть в дальнейшем будет возглавлять сити-менеджер.
28 ноября Геннадий Айдаев подал официальную заявку на участие в конкурсе на должность главы администрации Улан-Удэ (сити-менеджера). Также Айдаев опубликовал программу (концепцию) эффективного управления городским хозяйством на 2013 - 2014 годы, при этом он попросил отнестись к представленной программе критично. Свои замечания и предложения можно будет направлять в городскую администрацию.
- Я принял решение выдвинуть свою кандидатуру на этот ответственный пост и представить горожанам свое видение развития города на ближайшую перспективу. Считаю для себя крайне важным, чтобы с программой ознакомились не только члены конкурсной комиссии, но и все жители Улан-Удэ, которым не безразлична судьба города, - сказал Геннадий Айдаев.
С 2013 года начнется подготовка к юбилею Улан-Удэ, которому в 2016 году исполнится 350 лет. По мнению действующего мэра, городская администрации должна дать мощный старт этому масштабному проекту, который в перспективе во многом изменит облик города.
Одной из важнейших задач Улан-Удэ стало кардинальным образом сократить очереди в детские сады. Реальные результаты этой работы горожане увидят уже в конце следующего года. Молодые родители получат возможность работать и зарабатывать, пока за малышами будут присматривать воспитатели.
Как отметил Геннадий Айдаев, существенные изменения в ближайшие два года произойдут в сферах строительства, ЖКХ, образования, здравоохранения, безопасности. Город сделает заметные шаги, чтобы стать привлекательным для жизни - городом, откуда не захочется уезжать.
Newbur.ru приводит программу Геннадия Айдаева:
Программа (концепция) эффективного управления городским хозяйством на 2013 - 2014 годы
Моя программа адресована всем жителям Улан-Удэ. В ней отражена стратегическая линия развития города на ближайшие два года.
Обеспечить дальнейшее динамичное развитие города Улан-Удэ в условиях развития экономики города может только самоотверженный труд, инициатива и предприимчивость граждан. Для этого необходимо, заинтересовать все слои населения, в первую очередь предпринимателей, в сотрудничестве.
Основой такого сотрудничества является создание в Улан-Удэ климата социального партнерства и доверия, привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику и жилищно-коммунальное хозяйство города, обеспечение участия большинства улан-удэнцев в реализации программ развития города.
В настоящее время разработаны и реализуются Стратегия социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2027 года, Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2011-2015 годы и Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2020 года.
Для максимально эффективной реализации этих программ необходимо изменить подходы к формированию планирования деятельности структурных подразделений администрации города. Каждое подразделение должно разработать План первоочередных мер с новыми подходами и механизмами управления, взаимоувязанными с имеющимися у города ресурсами. Каждый такой план должен быть предельно понятен и подотчетен каждому улан-удэнцу и депутатам городского совета, и способствовать коренному изменению среды жизнедеятельности г. Улан-Удэ и качества жизни горожан.
Повышение эффективности управления городским хозяйством.
Структура управления городским хозяйством и численность аппарата управления должны быть приведены к современным муниципальным стандартам, при кардинальном повышении эффективности работы. Основой такой структуры является четкая регламентация задач и обязанностей каждого звена, эффективная работа всего персонала за счет высокого профессионализма руководящего и среднего управленческого кадрового состава, с учетом достаточной мотивации результатов их деятельности.
Здесь, считаю необходимым усилить роль администраций районов города в хозяйственном управлении территорией, в том числе принимать непосредственное участие в формировании доходной базы бюджета, взаимодействуя с предпринимателями, общественными организациями, структурами управления жилищным фондом и общественными объединениями граждан. Эффективность работы каждого района должна найти отражение в расходных полномочиях районных администраций.
На 2013-2014 годы основной задачей в сфере размещения муниципального заказа будет являться подготовка к переходу с 1 января 2014 года на Федеральную контрактную систему и новым требованиям законодательства в сфере размещения заказа.
Оптимизация структуры муниципальной собственности должна преследовать цель решения социально-экономических проблем населения города и обеспечение экономического роста в целом.
Градостроительная политика города основа накопления социального капитала.
Основной задачей градостроительной политики должно стать развитие Улан-Удэ как города, в который люди стремятся приехать и в котором хотят жить. Сверхзадачей градостроительной политики Улан-Удэ является повышение конкурентоспособности города в сложившихся условиях.
Эта цель может быть достигнута, если будут реализованы, а не утрачены, естественные преимущества Улан-Удэ – его исторический облик, объединяющая людей аура исторического и культурного наследия. При этом город должен постоянно создавать новую городскую среду неизменно высокого качества. Краткосрочная выгода от продажи участка под застройку не должна превалировать над долгосрочной выгодой от формирования качественной городской среды.
Разработка градостроительных нормативов для каждого микрорайона города должна осуществляться в едином комплексе с Генеральным планом развития города и предусматривать сложившийся архитектурный облик города, техническое состояние жилого фонда и городских инженерных сетей, отраженные в соответствующих схемах теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения города, в схеме развития транспорта с улично-дорожным комплексом, схеме ливневой канализации и др.
Основой устойчивого развития города является его социальный капитал: доверие между людьми, социальными группами, организациями и институтами управления; единство городского сообщества. Градостроительная политика должна приводить к накоплению, а не к потере социального капитала.
Важным средством достижения поставленных целей должна стать мобилизация интеллектуальных, человеческих ресурсов, задействованных в производстве различных услуг для городского развития.
Участие граждан в местном самоуправлении.
Работа по существенному расширению полномочий органов местного самоуправления должна быть продолжена с широким привлечением граждан к участию в управлении городом через общественные объединения.
Для этого во всех районах города должно быть продолжено создание органов территориального общественного самоуправления. Следующим шагом должна стать программа стимулирования ТОСов. ТОСы должны широко привлекаться к участию в работе органов самоуправления по содержанию и обслуживанию жилья, придомовых территорий, внутриквартальных проездов.
Получит свое дальнейшее развитие и система общественных приемных мэра, позволяющая установить обратную связь между органами власти и населением города.
Предлагаю создать Банк идей по перспективному развитию среды проживания на уровне района города, микрорайона, квартала, двора (ТОСа, ТСЖ), каждого дома. С помощью такого Банка идей должно быть обеспечено активное и заинтересованное участие населения города в реформировании среды проживания, создании в городе климата социального партнерства и сотрудничества.
Привлечение федеральных структур, полиции и структурных подразделений Администрации города, отвечающих за безопасность, а также непосредственное участие каждого жителя города в решении местных вопросов повлечет за собой заинтересованность жителей в формировании безопасной среды проживания.
Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство.
Основным приоритетом деятельности администрации города должно стать совершенствование системы управления многоквартирными жилыми домами с повышением активности жителей во всех вопросах, относящихся к содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома, с повышением качества работы управляющих организаций с последующим регулированием и усилением муниципального контроля, в соответствии с наделенными полномочиями (создание муниципальной жилищной инспекции).
С учетом градостроительной политики необходимо перейти на новый качественный уровень подхода к жилищному строительству. Обеспечить применение новых энергосберегающих теплотехнологических технологий строительства жилья, применение новых высокотехнологичных материалов и новых способов проектирования и планировки строящегося жилья.
Основой деятельности Администрации в жилищном строительстве должна стать максимальная ликвидация ветхого и аварийного жилья, строительство социального жилья с применением механизмов муниципально-частного партнерства и эффективного управления земельным фондом.
В ближайшие годы необходимо обеспечить ввод жилья строительными организациями в объеме не менее 400 тыс. кв.м. (2013 г. – 190 кв.м., 2014 г. – 210 кв.м.), строительство жилья эконом-класса стоимостью до 30 тыс. рублей.
Приоритетом должна оставаться комплексная застройка микрорайонов, предусматривающая все объекты социальной и инженерной инфраструктуры. В связи с чем, необходима дальнейшая проработка механизмов привлечения финансовых ресурсов на развитие инженерной инфраструктуры.
Развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры
Перед Администрацией г. Улан-Удэ стоит очень важная задача по обеспечению бесперебойной работы коммунальных системы города, оказания качественных коммунальных услуг. В целях решения этих задач особую важность приобретает контроль над разработкой и реализацией инвестиционных программ теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения города ресурсоснабжающими организациями, в первую очередь в направлениях использования и улучшения муниципального имущества инфраструктурного комплекса.
Действующая сегодня система отопления города очень затратная, потери тепла и теплоносителя – большие. Тепловые сети требуют значительных ежегодных затрат. Выгоднее не ежегодно латать физически и морально устаревшую систему, закладывая все затраты и потери в тарифы, а посредством изменения взаимоотношений с региональным уровнем решать проблему через создание фондов и с привлечением федеральных средств, в том числе на капитальный ремонт котельных «Юго-Западная», в мкр. Заречный, Аэропорт, Сокол, Стеклозавод и капитальный ремонт сетей в соответствии с новой Генеральной схемой.
При разработке инвестиционных программ необходимо ориентироваться на создание высокоэффективной экономной системы энергоснабжения города с применением энергосберегающих технологий.
В рамках развития транспортной инфраструктуры органам местного самоуправления необходимо предусмотреть финансирование проектирования строительства инфраструктурных объектов предусмотренных схемой развития транспорта (мостов, развязок, переходов) и приступить к реализации этих проектов. Так, в ближайшей перспективе будет профинансирована разработка рабочей документации по объекту строительства моста через р. Уда и Транссибирскую магистраль в створе ул. Сахьяновой и 3-ей Транспортной стоимостью 2,66 млрд руб.
Будет реализован план строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети с комплексным благоустройством, сформированный с учетом мнения жителей города на общую сумму 960 млн руб.
Отдельным вопросом развития транспортной инфраструктуры города должно стать продолжение работы над улучшением качества пассажирских перевозок с оптимизацией маршрутной схемы транспорта и модернизацией подвижного состава пассажирского транспорта. Первоочередная потребность в обновлении муниципального парка на сегодняшний день составляет не менее 40 автобусов средней вместимости и 20 трамваев. В этом же направлении требуется активная работа по привлечению инвестиционных средств с бюджетов верхних уровней и средств частного капитала, в том числе по оснащению автобусов спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС.
Сейчас настал момент, когда мы должны перейти от ремонта магистральных дорог к созданию и совершенствованию сети второстепенных дорог в целях снижения нагрузки с магистральных. Требуется обеспечение заявленного исполнителями качества и стандартов к выполнению ремонта и строительства объектов дорожной инфраструктуры. Должна быть продолжена практика привлечения граждан к планированию и контролю ремонта дорог. Кроме того, надо активно привлекать бизнес-структуры в данную сферу на принципах муниципально-частного партнерства. Необходимо, чтобы владельцы коммерческих объектов недвижимости стремились к благоустройству прилегающей территории, в том числе подъездных дорог и парковок.
Развитие экономического потенциала
Сегодня в городе более половины населения занято в социальной сфере. Такая структура занятости лишь увеличивает нагрузку на бюджеты и не способствует экономическому развитию территории. Нам необходимо развитие предпринимательства, развитие различных видов бизнеса и производства. Так как именно их деятельность обеспечивает формирование доходной части бюджета и способствует созданию новых рабочих мест.
Содействие развитию бизнеса будет заключаться, прежде всего, в улучшении мер поддержки предпринимательства, а также расширении взаимодействия с органами власти регионального и федерального уровня по вопросам ведения бизнеса.
Инновационная сфера должна стать ключевой в экономике города. Для этого сегодня должен быть заложен фундамент. Необходимо совместными усилиями с региональными властями и при поддержке федеральных создать Технопарк, развить практику выделения площадей для предпринимателей, работающих в инновационной сфере и внедряющих новые технологии.
Активизация работы региональных зон экономического благоприятствования должна обеспечить развитие тех видов производств и сфер, в которых нуждается город.
Поддержку должны получать и предприниматели проявляющие инициативу и реализующие проекты в социальной сфере, в том числе и в рамках грантового финансирования.
Считаю одним из необходимых условий развития предпринимательства в городе повышение его открытости для внешнего мира. Повышение привлекательности города Улан-Удэ как территории для инвестиционных вложений, в.т.ч. активизация работы с инвестиционными фондами и инвесторами, что повлечет за собой создание новых рабочих мест и новых объектов социальной сферы (Ледовой арены, Лукодрома, бассейнов, Центра экстремальных видов спорта «Парк «Адреналин»).
Будет продолжена работа по взаимодействию и поддержке исторически сложившихся предприятий, в том числе по развитию кадрового потенциала и модернизации производства.
Разработка комплекса мер позволит улучшить ситуацию по привлечению кадровых ресурсов в экономику города и социальную сферу.
Формирование городского бюджета и контроль за его использованием
Целью формирования городского бюджета является достижение конкретных, общественно значимых результатов в вопросах повышения эффективности бюджетных расходов, развития городских территорий, повышения доступности и качества муниципальных услуг в г. Улан-Удэ в среднесрочной перспективе.
Расширение источников пополнения бюджета является прямой обязанностью каждого структурного подразделения исполнительного органа муниципалитета, и результат данной работы должен быть одним из основных критериев оценки работы структурного подразделения ОМСУ.
Увеличение доходной части бюджета должно обеспечиваться за счет наращивания налогового потенциала, мобилизации налоговых и неналоговых доходов бюджета города в полном объеме, в том числе за счет совершенствования процедур администрирования.
Несовершенство бюджетной системы привело к хроническому бюджетному дефициту и разрастанию муниципального долга без реальных источников его погашения. Необходимо продолжить работу по совершенствованию межбюджетных отношений, в частности, по вопросу перераспределения налоговых источников в пользу местных бюджетов.
Социальная политика. Доступность и качество муниципальных услуг.
Каждому жителю должен быть обеспечен равный и свободный доступ к муниципальным услугам.
Необходимо завершить переход к «Электронному правительству», что сократит сроки предоставления услуг и исключит коррупционный фактор. Основа качественного предоставления услуг должна быть заложена в формировании программного бюджета. Распределение финансовых ресурсов, исходя из непосредственно решаемых отраслью задач, повысит эффективность расходования бюджетных средств.
Одной из первоочередных задач должна стать работа с аварийным фондом в социальной сфере и неэффективно используемыми площадями.
В социальной сфере именно человеческие ресурсы определяют ее динамичное развитие. Привлечение ресурсов должно определяться, не только уровнем дохода и получаемой выгоды, но и созданием комфортных условий проживания и труда.
Целевым вектором сохранения и развития человеческого потенциала станет существенное улучшение качества медицинских услуг и поддержки рациональной системы профилактики заболеваний; внедрение новых стандартов образования и формирование системы подготовки кадров в соответствии с потребностями городского развития; новых видов и форм физкультурно-оздоровительных и досуговых услуг; создание благоприятного социально-психологического климата, формирование эффективной системы социальной защиты населения.
Ключевым фактором развития сферы здравоохранения является снижение диспропорций в структуре и численности медицинских кадров, повышение их квалификации. Повышение качества предоставляемых услуг в данной сфере возможно при развитии общеврачебной практики, модернизации, дооснащении медицинским оборудованием (232 млн.руб.), укреплении материально-технической базы.
В ближайшие годы необходима ликвидация актуальной очереди детей -детей готовых к посещению ДОУ (создание не менее 4346 новых мест в детских садах), за счёт комплексных мер по направлениям: оптимизация площадей (внутренние резервы общеобразовательных учреждений), организации групп «предшкольной подготовки», организации групп кратковременного (от 3 до 5 часов) пребывания, развития сети частных детских дошкольных учреждений.
Продолжится реформирование системы образования, включающее модернизацию системы общего образования, внедрение ФГОС 2 поколения, реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений, а также устранение диспропорций в кадровом составе.
При этом приоритетом должно оставаться сохранение и укрепление здоровья обучающихся, за счет организации отдыха и оздоровления детей, улучшения системы школьного питания, создания условий для занятий физической культурой и спортом.
В 2013 - 2014г. должно быть обеспечено строительство 3 школ на общую сумму 873,3 млн.руб.:
- строительство здания школы №65 (370,2 млн. руб.);
- строительство школы № 6 в п. Орешково (253 млн.руб.);
- реконструкция здания школы №2 (250,1 млн.руб.)
Совместно с Правительством РБ на условия МЧП (с рассрочкой на 5 лет) строительство объектов на общую сумму 522,8 млн.руб.:
- школы в 104 мкр.
- двух ДОУ в 104 мкр.
- строительство детского сада ОАО РЖД (150 мест) – потребность 150 млн. рублей.
Формирование нового поколения горожан невозможно без создания условий для полноценного досуга, в связи с чем, приоритетной становится задача развития системы дополнительного образования, в том числе и с привлечением частных инициатив.
В сфере физической культуры и спорта основной целью является создание оптимальных условий для приобщения различных групп населения, в первую очередь детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Будут продолжены меры по обеспечению шаговой доступности для занятий физической культурой и спортом посредством обеспечения деятельности службы дворовых инструкторов, установки уличных тренажеров, реконструкции спортивных площадок и строительства других спортивных объектов на территории г. Улан-Удэ.
Шаговая доступность будет обеспечена и в сфере культуры. Первоочередной задачей здесь является капитальный и текущий ремонт муниципальных объектов культуры, который запланирован в рамках подготовки к празднованию 350-летия г. Улан-Удэ на сумму 1,1 млрд. рублей (ДК ЛВРЗ, ДК «Кристалл» и др.).
Развитие культуры и искусства будет и дальше направлено на формирование положительного имиджа г.Улан-Удэ как культурной столицы республики и туристического центра.
В социальной политике города должны быть реализованы все меры обеспечивающие взаимосвязь поколений, что возможно лишь с вовлечением пожилых людей в активную жизнь (создание школы «Модуль здоровья», развитие сети досуговых центров).
Не менее важна и работа с социально-незащищенными группами населения, это и развитие сети социальных гостиных для детей группы риска на базе учреждений образования, и психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска на базе подростковых клубов, и организация психологической помощи семьям и детям (введение в штат психологов и оборудование кабинетов психологической разгрузки), и развитие новых форм и методов работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации (активное привлечение для работы с данной категорией молодежи общественных организаций).
Сегодня молодежь является мощным ресурсом для развития любой территории. Поэтому должно быть обеспечено максимальное ее вовлечение в решение вопросов местного значения. Выявление талантливой молодежи, обеспечение временной занятости молодежи и продолжение работы по оказанию поддержки молодым семьям и молодым специалистам, укреплению института молодой семьи останутся ключевыми задачами в молодежной политике города. Продолжится решение жилищных вопросов в рамках реализации ФЦП «Жилище», в т.ч. завершение работ по электро- и водоснабжению ДНТ «Перспектива» и «Олимпийский», и в рамках строительства молодежных жилищно-строительных комплексов через предоставление членам МЖК социальной выплаты за счет средств республиканского и местного бюджетов. Проработка вопроса об увеличении размера социальной выплаты до 20% от расчетной стоимости жилья позволит существенно снизить очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей.
Решение вопросов занятости, формирование студенческих трудовых отрядов, поддержка молодежного предпринимательства позволит не только сохранить, но и увеличить активы города в плане трудовых ресурсов.
Благоустройство и улучшение качества городской среды, подготовка к 350-летию г. Улан-Удэ
В ближайшие годы мы должны организовать и обеспечить реализацию Федерального плана подготовки празднования 350-летия со дня основания Улан-Удэ, также по предложению Главы республики расширенного Плана подготовки к юбилейным мероприятиям. Основной задачей всех мероприятий должно стать качественное изменение городской среды, каждый горожанин и гость столицы это должен прочувствовать.
План включает в себя и реконструкцию объектов культурного наследия, и модернизацию объектов социальной сферы, транспортной инфраструктуры:
- Культурно-массовые и спортивные мероприятия (19 мероприятий на сумму 98,8 млн. руб.).
- Капитальный ремонт объектов государственной и муниципальной собственности (53 мероприятия на общую сумму 903,6 млн. рублей: 17 школ, 12 ДОУ, 9 детских оздоровительных лагерей, 1 ГДДЮТ, 1 ГКШП, 6 ДК, 5 ДШИ, 1 Дом творчества, 1 бассейн, 1 стадион, 3 ДЮСШ, 3 административных здания, 1 центр допризывной подготовки);
- Совершенствование архитектурного облика города, сохранение культурно-исторических объектов и проведение ремонтно-реставрационных работ. 20 мероприятий, общий размер средств по направлению 5,4 млрд. рублей. (19 – ремонтные и реставрационные работы на объектах культурного наследия, и одно общее мероприятие по благоустройству территории города, включает в себя мероприятия по благоустройству территории города и мероприятия по ремонту дорог (на сумму 1920,0 млн. рублей по 71 улице)).
Реализация Федерального Плана основных мероприятий по празднованию 350-летия г. Улан-Удэ будет осуществлена на общую сумму 6 млрд. 390 млн. рублей (из них ФБ – 4,4 млрд. руб., РБ – 1,022 млрд. руб., МБ – 0,959 млрд. руб.).
В период подготовки к празднованию юбилея города должны быть заложены основы работы в соответствии со стандартами благоустройства. Формирование общественных зон (скверы, парки) является необходимым условием развития городской культурной среды и вовлечения населения к решению вопросов местного значения.
Также необходимо продумать системы поддержки и реализации инициатив городского сообщества по благоустройству территории города. Каждый должен внести свой вклад в улучшение качества жизни. Движение общественной инициативы должно идти по направлению двор – дом – улица – квартал – микрорайон – район – город.
В целях стимулирования и административного воздействия необходимо создание экологической полиции.
Необходимо продолжение работы и в сфере охраны окружающей среды, это ликвидация подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ (ФБ), решение вопроса размещения полигона токсичных отходов в одном из муниципальных районов республики, строительство станции обеззараживания сточных вод городских очистных сооружений канализации, проектирование и строительство, реконструкция очистных сооружений.
Для предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций необходима дальнейшая проработка вопроса по защите города Улан-Удэ от затопления паводковыми водами рек Селенга и Уда (стоимость проекта составит 5,5 млрд. рублей): строительство дамб протяженностью 77,6 км, защита берегов от размыва и разрушения (строительство берегозащитных сооружений общей длиной 21 км).
Это основные направления и первоочередные задачи. При единодушной и совместной работе всех жителей нашего города мы добьёмся того, что наш город станет ещё красивее, благоустроеннее и удобней для жизни.