Государственные услуги должны быть доступны, удобны и просты, для чего в стране собственно и создали многофункциональные центры, или просто МФЦ. Их задача – по принципу «одного окна» обеспечить прием документов «бесконтактным образом», то есть без участия госслужащего. Как удается воплощать задуманное, насколько доступны сегодня МФЦ для жителей Бурятии, мы решили поинтересоваться у руководителя ГБУ «МФЦ РБ» Виктора Иванова.
– Виктор Вильсонович, когда-то министр экономики Бурятии Татьяна Думнова, перерезая ленточку первого МФЦ в Улан-Удэ на улице Ключевская, где мы с вами сегодня и находимся, объявила, что очень скоро так будут предоставляться абсолютно все государственные услуги. Насколько удалось приблизиться к цели?
– Напомню, что открытие МФЦ на Ключевской состоялось в 2008 году. И сначала, если помните, прием документов осуществлялся здесь самими государственными структурами, собранными под одной крышей по принципу «одной двери». На сегодня прием документов, как и задумывалось, ведется в формате «одного окна», то есть нашими сотрудниками, обеспечивая тот самый «бесконтактный» принцип работы. Если в самом начале своего существования МФЦ оказывал гражданам 103 госуслуги, то сегодня уже более 240. Наиболее востребованными у населения республики на данный момент являются услуги в сфере регистрации прав на недвижимое имущество, социальной поддержки населения, определения или подтверждения гражданско-правового статуса заявителя и др.
Сегодня МФЦ Республики Бурятия – это 25 многофункциональных центров, три из которых расположены в Улан-Удэ, остальные в районных центрах и городе Северобайкальске. Кроме того, для оказания услуг жителям сельской местности создано 162 территориально обособленных структурных подразделения и одно – «Мой бизнес» – в центре, где ведется прием субъектов предпринимательства. Что касается сельской местности, то практика сложилась таким образом, что обычно территориально обособленное структурное подразделение располагается в сельской администрации. К примеру, сегодня в таких крупных населенных пунктах, как Нижний Саянтуй, Онохой, Усть-Баргузин, Ильинка, Сотниково, Новый Уоян наши специалисты принимают заявителей ежедневно. В других осуществляется выезд для приема заявителей по графику.
– Существует ли норматив по размещению МФЦ в населенных пунктах?
– Учредителем МФЦ изначально выступает правительство республики, которое и содержит его за счет бюджета, но методическое обеспечение деятельности многофункциональных центров осуществляет министерство экономического развития России. Согласно разработанным там методикам, МФЦ должен быть создан в каждом городском округе, причем количество «окон» обслуживания рассчитывается в зависимости от численности населения из расчета: одно «окно» – на каждые 5 тыс. жителей. Если в городском округе выделяются внутригородские районы, то по возможности предусматривается МФЦ в каждом внутригородском районе, однако это требование не является обязательным.
К примеру, МФЦ на Ключевской имеет 78 «окон», и, если формально отталкиваться от норматива, этого достаточно, чтобы обеспечить услугами население всего Улан-Удэ. Однако город у нас разбросан, существуют транспортные проблемы, жителям отдаленных микрорайонов неудобно добираться до МФЦ. Существующая у здания на Ключевской парковка не справляется с наплывом транспорта. Для сравнения скажу, что когда-то мы начинали с 2 тыс. посетителей в день, а сегодня этот поток вырос до 7 тысяч.
Поэтому, несмотря на то, что установленный правилами организации деятельности МФЦ норматив в Бурятии выполняется, ввиду большой загруженности многофункционального центра его учредителем может быть принято решение об увеличении количества «окон» обслуживания. Таким образом, отвечая пожеланиям населения, мы сначала открыли отделение МФЦ в поселке Загорск по ул. Столичная, 2а, потом на Левобережье на улице Кабанская, 55. Таким образом, сегодня в городе три многофункциональных центра: по одному – в каждом районе.
– Позволю напомнить, открытие филиала на Кабанской прошло не без участия живущих там инициативных жителей, можно сказать, предотвративших точечную застройку во дворах. Отсюда вопрос, каким образом выбирается здание под размещение будущего МФЦ?
– Если вести речь касаемо Левобережья, принималось во внимание, что эта часть Улан-Удэ расположена на значительном расстоянии от действующих на тот момент МФЦ. Также на этой территории расположено большое количество ДНТ, СНТ, и, следовательно, открытие дополнительного филиала МФЦ в Советском районе города Улан-Удэ имело социальную значимость. Таким образом правительством Бурятии было принято решение об организации филиала МФЦ в микрорайоне Заречный.
В связи с отсутствием свободных земельных участков под строительство нового здания принято решение создать филиал многофункционального центра на базе имеющегося помещения муниципального образования по адресу: город Улан-Удэ, улица Кабанская, 55. Открытие филиала было профинансировано за счет средств республиканского бюджета, а само открытие состоялось в сентябре 2019 года.
– На сайте newbur.ru была размещена информация «Жители сотых кварталов требуют открыть у себя отделение «Мои документы». В эфире телеканала «МИР-Бурятия» вышел сюжет по запросу жителей сотых кварталов о необходимости создания МФЦ. Обращались ли жители Юго-Запада к вам с таким предложением, предпринимались ли какие-либо попытки решить этот вопрос?
– В этом году по поручению главы Бурятии и правительства разработан план мероприятий по совершенствованию деятельности многофункциональных центров в республике на 2021 – 2024 гг. Он предусматривает расширение сети МФЦ в городе Улан-Удэ и Иволгинском районе, в том числе создание территориально обособленных структурных подразделения в 100-х кварталах столицы. В настоящее время план развития находится на рассмотрении в правительстве. Как только он будет принят, начнутся мероприятия по подбору подходящих зданий для размещения объектов, о чем мы своевременно будем информировать население.
Добавлю только, что план предусматривает различные варианты размещения МФЦ: аренда, приобретение помещения, причем небольшого, на 4 – 5 рабочих мест. Возможно, пришла пора перенять опыт других регионов, когда подобного рода учреждения размещаются в торговых центрах.
– В чем основная проблема размещения новых филиалов МФЦ в городе Улан-Удэ, густонаселенных сельских районах республики? Существует ли прогнозный план по расширению числа отделений МФЦ в республике?
– В Указе президента России от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» установлен такой показатель, как «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ». На сегодня этот показатель в Бурятии выполнен и составляет 96,7%. То есть количество МФЦ в республике соответствует федеральным нормативам.
Пользуясь случаем, хочу пригласить на работу в МФЦ молодых и амбициозных людей, коммуникабельных и желающих в совершенстве овладеть нормативно-правовой базой в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.
– Спасибо за информацию!