Гайд по Монголии для жителя Бурятии. Часть II (ФОТО)

Изучение страны вечно синего неба продолжается
Туризм |
Фото: Анастасия Кыштымова

В прошлый раз мы рассказали читателям о том, что можно увидеть в столице Монголии Улан-Баторе и что нужно учесть во время подготовки к путешествию. Во второй части нас ждет знакомство с национальным парком «Горхи-Тэрэлж», одним из самых популярных туристических мест Монголии.

Покидая Улан-Батор, не забудьте позаботиться о связи. Если в столице почти повсеместно есть точки доступа Wi-Fi, то в степи найти их, очевидно, будет проблематично. В то же время плюс путешествия по Монголии – повсеместный доступ в Интернет с местных сим-карт. Все районы страны обеспечены сотовой и интернет-связью, так что без связи вы не останетесь. Приобрести сим-карты монгольских операторов можно в любом торговом центре в Улан-Баторе. Вам понадобится загранпаспорт и 300–700 рублей (15 000–30 000 ₮), в зависимости от того, какой тариф выберете. Консультанты в салонах сотовой связи знают русский язык, так что объяснить, какой именно тариф подойдет, они смогут.

Статуя Чингисхана

Поездку в национальный парк «Горхи-Тэрэлж» будет удобно совместить с посещением знаменитой конной статуи Чингисхана. Находится парк сравнительно недалеко от Улан-Батора, от города примерно 1,5 часа пути, а от парка до статуи Чингисхана около 30 минут на машине. Лучше использовать для путешествия личный транспорт, потому что рейсового автобуса до нацпарка нет, а до статуи получится добраться на такси из города Налайх. До него ходит автобус из Улан-Батора, но турист потеряет больше времени на поиски водителя, который согласится поехать, и на ожидание автобуса из Улан-Батора в Налайх – расписания у него нет, придется только караулить. Для туристов, кто заказал  полноценную экскурсию, проблем с транспортом не будет.

Самое главное – не запутаться в дороге, если вы поедете самостоятельно. Конная статуя Чингисхана расположена восточнее Улан-Батора в районе Цoнжин-Бoлдoг. Лучше выехать рано утром, чтобы не стоять в пробке и приехать на место раньше туристических групп. Следовать нужно по дороге «Улан-Батор – Caйншaндa – Зaмын-Уyд», затем через 16 километров перед городом Налайх нужно свернуть налево. Развилка на национальный парк «Горхи-Тэрэлж» будет через 6 км, на перекрестке нужно свернуть направо по главной дороге.

Статую можно  увидеть издалека – ее высота с постаментом составляет 50 метров. Уже на подъезде к территории комплекса можно оценить, насколько это сооружение масштабно и величественно. Не менее потрясающий вид открывается со смотровой площадки, которая расположена на голове лошадки. Вот тут сыграет на руку ранний выезд – небольшая площадка будет в вашем распоряжении до тех пор, пока ее не займут туристы, приехавшие на экскурсию группой. Стоимость посещения составляет чуть более 200 рублей (8000 ₮).

Внутреннее пространство постамента занимает музей с большим главным залом, где расположен небольшой музей эпохи хунну, а также магазины сувениров и ресторан. Уже со входа внимание гостей привлекут девятиметровый сапог и двухметровая плетка в большом зале, которые также считаются самыми большими в мире. Туристы могут сделать возле них фотографии в национальных монгольских костюмах, их можно взять напрокат. Лестница и лифт, на которых можно забраться на смотровую площадку, находятся на втором этаже, куда ведут две крутые лестницы.

Говорят, именно на этом месте, где стоит конная статуя, великий полководец Чингисхан нашел свой золотой кнут – символ власти.Смотрит Чингисхан на восток – туда, где родился и где теперь стоит статуя его матери Оэлун. Он так и не смог вернуться домой, поэтому его взгляд постоянно направлен в сторону родных краев. Оэлун же, по задумке авторов, изображает женщину, которая как бы встречает сына, вернувшегося с победой.

Лечение в раю

В Монголию можно приехать не только за красивыми видами, но и оздоровиться. Недалеко от конной статуи Чингисхана расположился курорт-санаторий «Тэгри Мед», всего за несколько лет успевший завоевать популярность как у монголов, так и у туристов. «Tegri» в переводе означает «небо» или «рай». В лечении применяются западные технологии и традиционная монгольская медицина, отчасти знакомая жителям Бурятии.

В период ковида именно здесь проходили реабилитацию, приезжали восстанавливать здоровье пожилые люди. Как рассказала директор курорта госпожа Уянга Готов, молодые люди крайне заинтересованы в том, чтобы родители были здоровы и могли наслаждаться жизнью, несмотря на перенесенное заболевание.

– Медперсонал обучался в Поднебесной, поэтому китайская народная медицина оказала немалое влияние на программу лечения. Например, мы активно используем иглоукалывание, применяются такие монгольские виды лечения, как кровопускание и прижигание. В зависимости от состояния здоровья назначаются и другие процедуры: массаж, ванны и др. Основные методы обязательного обследования перед лечением – анализ крови и диагностика пульса. Курс, в зависимости от медицинских нужд, может продолжаться от 3 до 14 дней, – рассказала госпожа Уянга  Готов.

Стоимость начинается от 8 тыс. рублей (350 000 ₮) за день, сюда входит проживание, питание, сами процедуры и досуг. На территории комплекса есть кинотеатр, детские площадки и природные прогулочные тропы – тот случай, когда действительно можно отдохнуть и телом, и душой.

Напротив «Тэгри Мед» расположился еще один отель – Bayangol Resort. Вариант подходит для тех, кто решил совместить приятное с полезным: и отдохнуть в приятной обстановке, и подлечиться. Можно поселиться непосредственно в санатории и проходить процедуры,  а можно остановиться в отеле, воспользовавшись всеми удобствами класса «люкс», и записаться на лечение в «Тэгри Мед».

Стоимость одной ночи в отеле Bayangol Resort для взрослого начинается от 1,1 тыс. рублей (50 000 ₮), для детей – от 700 рублей (30 000 ₮). Но чаще всего гости приезжают на несколько дней, курорт может предложить полноценный отдых на 10 дней, куда будет включен завтрак, бассейн, СПА, тренажерный зал и т. д. В зависимости от типа проживания номера стоимость будет разниться. Можно выкупить двухуровневый номер с гаражом на всю семью (2 либо 4 человека), стоимость начинается от 11 тыс. рублей (490 000 ₮) до 20 тыс. рублей (900 000 ₮) за ночь.

Современные кочевники

Национальный парк «Горхи-Тэрэлж» можно назвать туристической меккой Монголии – здесь расположено более сотни туристических баз, основу которых составляют юрточные кемпинги. Пока мы ехали до главной достопримечательности парка – скалы Мэлхий-хал, которая походит на черепаху, увидели как минимум 20 юрточных кемпингов. Несколько из них удалось посетить после, а в одном таком кемпинге мы провели ночь во время путешествия по национальному парку. 

– Такие кемпинги нужны, чтобы люди могли отдохнуть от городской суеты. В Улан-Баторе очень быстрый темп жизни, не увидишь, как пролетают дни за работой и будничной суетой. В какой-то момент нужно остановиться, взять перерыв. В этом очень помогает отдых на природе. Мы едины с нашей природой, это наш дом, где  можно отпустить переживания и печали, негативные эмоции и мысли. Это мы стараемся передать и туристам из других стран, – рассказала владелица кемпинга.

Большую часть нацпарка занимают хребты нагорья Хэнтэй, ландшафт местности представляет собой сочетание остепененных южных склонов гор и покрытых лиственничной тайгой северных склонов. Горы достаточно пологи, поэтому не представляют сложности для восхождения, в том числе и верхом на лошади. Этим в свое время воспользовались местные жители – семьи, ведущие кочевой образ жизни, они устраивают для туристов конные прогулки.

Наш гид Тэмуджин, который за несколько дней стал для нас настоящим любящим дядей, познакомил  с семьей господина Чимбата. Он вместе с супругой и тремя детьми живет на территории национального парка и занимается скотоводством. Он также является тренером по верховой езде, имеет титул чемпиона района Налайх по скоростной езде. Разговор шел в интересной манере – наш гид прекрасно владеет русским, поэтому перевод с монгольского получается быстрым и точным.

Так как поездка состоялась в преддверии Белого месяца – у монголов он называется Цаган Сар – в юрте, где живет семья, был накрыт праздничный стол. Его обязательным атрибутом является вареное мясо барана, но в нашем случае, так как мы находились в национальном парке, на стол подали говядину. Непременное угощение монголов – высокая пирамида из лепешек, сверху которой лежит сушеный творог аарул, буузы и кумыс.

– Так как это территория национального парка, здесь семьям нельзя держать баранов и коз. Последние любят обдирать верхние покровы юрты. Это туристическое место, а за этими животными на выпасе особенно тщательно нужно следить. Поэтому семьи держат только лошадей и коров. Много диких, потерянных собак, грызунов, поэтому охотиться тут нельзя, – рассказал Тэмуджин.

Кормят земля и скот

Государство поддерживает своих граждан, в особенности семьи, которые ведут кочевой образ жизни. Каждый год семья Чимбата получает по десять жеребят и по четыре-пять телят. Хороший заработок получает мужчина и с туризма – он сотрудничает с туроператорами, которые включают посещение юрты кочевника и конные прогулки в свои экскурсии. Другие семьи, помимо этого, могут зарабатывать на продаже продуктов, это мясо и молоко, молочные продукты: сыр, айраг, сухой творог и т. д.

– Для бизнеса государство дает землю в аренду на 15 лет, за которую потом в казну идут налоги. Аренду можно и продлить. Для семей скотоводов выделяют землю в 0,7 га. Если же они хотят организовать туристическую базу, то спрашивают, с какой целью, какого размера постройки будут и т. д. От проекта зависит, какую территорию семья получит. Основной туристический сезон – лето, туристы, тем не менее, начинают приезжать уже в конце марта. Из приезжих туристов 80% – корейцы, я как раз работаю в основном с корейцами. Бывают и смешанные группы. Турки, русские, американцы – кто интересуется, тот и приезжает. Дохода от туризма семье хватает, – рассказал Чимбат.

Дети, как и отец, в совершенстве владеют навыками верховой езды. Даже младшая дочь сидит в седле уверенно. В целом детей в семьях, ведущих кочевой образ жизни, с малых лет учат езде на лошади. Но в соревнованиях ребятам участвовать не разрешают.

– В Монголии вышел новый закон, согласно которому дети, в основном мальчики, могут обучаться верховой езде и участвовать в скачках только с 8 лет. В деревнях же учат ездить на лошади с 4 лет. У Чимбата взрослому сыну 14 лет, он уже участвует в скачках. Детей не боятся садить на лошадь в таком маленьком возрасте, потому что это уже исторически так сложилось. У нас умение быстро учиться управлять лошадью в крови, – поделился Тэмуджин.

Кол-во просмотров: 5105

Поделиться новостью:


Поделиться: