Актер по образованию, Сергей Примаков уже более пятидесяти лет занимается фотографией.
Это сочетание двух видов искусства позволило Сергею Юрьевичу стать особенным фотографом, с неповторимым взглядом и подходом к фотоискусству. Портреты, сделанные им, всегда несут определенную идею, рассказывают историю об изображенном человеке. В приятной и увлекательной беседе Сергей Примаков рассказал о своем профессиональном пути и секретах успешного творчества.
– Сергей Юрьевич, когда и как вы начали заниматься фотографией?
– С тринадцати лет я снимал свою семью, друзей на свой первый фотоаппарат ФЭД. Заработал фотографией первые деньги, когда сделал фотографии своих одноклассников. В школе решили, что незачем специально нанимать фотографа. Получил, как сейчас помню, 80 рублей, а это была средняя зарплата в то время! Я вырос в Астрахани, там после войны было много ветеранов, инвалидов… Снимал и их. Ребенком с раннего утра залезал на ворота у главной площади города, ждал, когда начнется демонстрация, и оттуда, с высоты, «выискивал» людей в толпе. Так уж получилось, что с детства мне нравилось снимать людей, ведь портрет – это всегда сюжет.
Справка
ФЭД – серия советских дальномерных и шкальных малоформатных фотоаппаратов, производимых в 1934–1996 годах в Харькове (Украина). Аббревиатура ФЭД расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский».– А профессионально заниматься фотографией вы стали уже будучи артистом?
– Да, окончил в Астрахани театральное училище, начал работать в разных театрах страны. Ну а в театре, понимаете, руки сами «просятся» снимать, ведь видишь вокруг столько образов, характеров… Смотришь на артиста в жизни – он один, а в гриме – совершенно другой человек. Свою первую галерею актеров я сделал, когда служил в Рубцовском театре на Алтае. А потом я повстречал Вадима Михайловича Бройко – главного художника ГРДТ им. Н. Бестужева, который пригласил поработать в Улан-Удэ. Так я начал работать в этом театре, а в кризисное время, когда все артисты стали где-то подрабатывать, уходить из театра, я вспомнил про свою вторую профессию – фотографию. Пошел по детским садам и школам, ездил в районы, тогда и «набил руку», фотографируя детей. Ведь если научиться снимать ребенка, то можно считать, что ты состоялся как фотограф.
– Фотографировать детей сложнее всего?
– Да, потому что с ребенком сложнее всего найти контакт. А найти контакт с человеком – самое главное умение фотографа-портретиста. Не все знают, умеют, как расположить к себе ребенка, как успокоить его, в какой позе его снять. На то, чтобы понять детей, требуется время, знание детской психологии. Я уверен, что ребенка нужно снимать не как ребенка, а как взрослого человека: к пяти годам у человека уже формируется характер, его даже и в три года можно разглядеть. Поэтому фотографировать нужно, выявляя суть этого маленького человека, снимать крупные планы, неожиданные моменты, когда дети искренне реагируют, а не позируют. Даже когда ребенок плачет, можно красиво показать его последнюю слезинку. Считаю, что каждому начинающему портретисту нужно в течение пяти-шести лет снимать детей, оттачивать мастерство.
– Что стало для вас следующим этапом в работе фотографа?
– Я снимал детей с 1972 по 1997 год. А потом мне впервые предложили снять политиков: перед избирательной компанией 1998 года мне довелось поработать с депутатами Народного Хурала первого созыва. После этого ко мне стали поступать предложения принять участие в предвыборных политических компаниях. В фотосъемке политика свои особенности и сложности: важно поймать его естественные реакции, показать «первое лицо» таким, каким его не видят в повседневной жизни. К тому же время на фотосессию у них всегда ограничено, нужно успеть «раскрыть» личность политика за небольшой временной промежуток. Надо сказать, фотограф должен быть всегда влюблен в свою модель, кем бы этот человек ни был, чтобы открыть что-то глубинное, невидимое простому глазу. Фотограф, прежде всего, открывает этого человека для себя, а потом уже – для него самого и всех остальных.
Когда я начал снимать политиков, то работал с ними, как с артистами: предлагал занять определенную позу, изобразить что-то. Но один мой клиент сказал мне тогда: «Слушай, я тебе артист, что ли? Я тебе бабки плачу – ты снимай!». Пришлось искать к нему особенный подход, говорить вызывающе, провоцировать, дабы в ответ пошла какая-то реакция. И получились отличные кадры! Со многими я работаю именно так: ставлю их в самые нестандартные ситуации своими вопросами, репликами, они реагируют естественно, и фотографии получаются настоящие.
– В этом смысле вы как режиссер, который работает с артистами над ролью.
– Да, только я призываю своих моделей стать не кем-то другим, а быть самими собой. Как я уже говорил, фотографу очень важно знать психологию людей, чувствовать их. Как актер, я владею системой Станиславского и «сжатой» ее версией – системой Михаила Чехова. Я хорошо знаю французскую театральную школу, где, в отличие от русской, вхождение актера в нужный образ достигается не от внутреннего к внешнему, а наоборот. То есть артист принимает какую-то позу, совершает действие, которое рождает в нем необходимую реакцию, приводит в нужное внутреннее состояние. Часто использую эти приемы при постановочной съемке.
Всем фотографам, кто обучается у меня, я даю эти знания, советую обучиться основам аутогенной тренировки, которая помогает расслабить человека. А вообще, профессиональный фотограф должен обладать, прежде всего, не столько техникой, сколько интеллектом, должен много читать, смотреть фильмы. Технологией съемки может научиться каждый, но не каждый может найти контакт с человеком. Во многом способности к фотографии – это дар от рождения.
Работа Сергея Примакова– Сергей Юрьевич, значит, вашим учеником не может стать любой желающий?
– Конечно, первое требование мое – это все-таки наличие зеркального фотоаппарата. В течение первого месяца учебы я рассказываю о функциях камеры, учу снимать в ручных режимах. За это время я смотрю на способности этого человека и говорю ему, что мы можем либо продолжать заниматься дальше, либо, если вижу способности, предлагаю работать в качестве помощника и единомышленника. С такими людьми мы начинаем вместе делать фотосессии, постепенно я доверяю им все большую работу. Со всеми работаю индивидуально, потому что только при индивидуальном обучении можно раскрыть весь потенциал человека.
– А как строится процесс вашей работы с клиентами?
– С теми, кто приходит сделать портфолио в студию, я или другие фотографы встречаемся несколько раз. Для начала это просто собеседование, где мы решаем, какие образы и сюжеты будем показывать, какими будут одежда, прическа, макияж. Это также решается с парикмахерами и визажистами. Но на собеседовании главное – поймать настрой человека, найти с ним нужный контакт. Через неделю клиент приходит на съемку подготовленный, он уже знает фотографа, легче раскрывается.
Мы делаем пробный кадр, поправляем свет и все нужные детали, затем начинается творческий процесс: фотограф снимает, разговаривая с моделью, просит занять разные положения, вызывает разные реакции, когда надо, как я уже сказал, идет и на провокации. Если после фотосессии клиент, еще не видя результата – фотографий, говорит мне: «Как приятно было с вами работать!», я считаю, что все удалось.