Председатель Союза фотохудожников Бурятии Сергей Конечных профессиональный путь начал в 1976 году, работая фотографом на Улан-Удэнском заводе «Теплоприбор».
Затем, получив высшее образование на факультете кино и фото-мастерства Московского государственного института культуры, вернулся в Бурятию и посвятил всю свою жизнь фотографии. Снимая людей, природу и вообще все, что окружает нас в мире, он старается показать реальность объективно. Его фотографии, как и сама жизнь, полны красок и неподдельных эмоций. О том, как отобразить все многообразие жизни в фотографии, Сергей Конечных рассказал «Новой Бурятии».
- Сергей Михайлович, расскажите о направлениях, в которых вы снимаете?
- У любого фотохудожника есть 2–3 основных направления, на которых он специализируется. У меня их три: съемка пейзажей, этнографии и архитектуры. Без сомнений, все это увлекает меня, потому что я влюблен в свою родину – Бурятию. Уверен, что своеобразие Бурятии – в ее многообразии. Мне безумно жаль, что в основном для жителей других регионов страны Байкал ассоциируется с Иркутском, хотя на территории Бурятии и сам Байкал, и природа в целом гораздо красочнее. Но до сих пор Бурятия остается «белым пятном» на карте России.
Я бы нашу республику назвал удивительной «страной Байкалией». Если говорить о съемке пейзажей на Байкале, то нигде в мире больше не получить таких фотографий: летом озеро похоже на теплое море, зимой на нем образуются торосы, словно в Арктике. А ведь в Бурятии еще сотни рек, соленые озера в Баргузине, Еравнинские озера, бурятские «Альпы» – Саянские горы, степи и долины… На территории, равной Германии, расположилось столько всего, что просто невозможно не стать пейзажистом!
- По этому же принципу вы любите снимать людей?
- Да, многообразие национальностей, культур, конфессий на территории Бурятии впечатляет не меньше. Я терпеть не могу салонную съемку: снимаю людей в естественной, присущей им среде, чтобы человек выглядел действительно живым. Только так можно в кадре рассказать историю. Я снимаю старообрядцев, шаманов, эвенков. Однажды мне посчастливилось снять удивительного старца-хонгодора с длинной седой бородой. Такого человека я больше нигде не встречал!
Удивительные кадры получаются в домах старообрядцев, в атмосфере XIX – начала XX веков, с неповторимой архитектурой и убранством. Несколько лет назад мне удалось снять их жизнь изнутри, и на конкурс портретной фотографии в США я отправил одно уникальное фото, где была изображена семейская женщина с огромной Библией. Эта работа заняла второе место, а в прессе написали, что «Баба Настя из Десятниково покорила Америку». Горжусь также работами, сделанными на фестивале «Алтаргана», куда я приезжал уже не раз и получал дипломы за свои фото: там также можно изобразить пейзаж, культуру, быт.
- Получается, вы зачастую совмещаете разные направления съемки в одном кадре: пейзаж и портрет, этнография и архитектура?
- Несомненно, и тут дело, пожалуй, в моем образовании. Я окончил Московский государственный институт культуры, факультет кино- и фотомастерства, и, как ни странно, одним из самых полезных предметов для меня стало сценарное мастерство и кинодраматургия. Их изучение позволило мне научиться мыслить многопланово, образно, концептуально. Через разные детали в своих фото я стараюсь выразить очень многое. К примеру, если говорить об изображении архитектуры, то я влюблен в старинные деревянные дома, неповторимость которых можно передать через съемку различных видов резьбы, наличников, дымников и прочих деталей.
В своей выставке «Деревянное зодчество: Верхнеудинск – Улан-Удэ» я как раз постарался показать своеобразие деревянной архитектуры, которая еще имеется в нашем городе, но, к сожалению, не охраняется должным образом. В России сейчас порядка 150 исторических городов, и только 10–15 из них удалось сохранить нетронутым исторический центр, среди этих городов и наш. Поэтому я стараюсь запечатлеть это историческое и культурное наследие. Фотографии для выставки «Деревянное зодчество» я отпечатал на акварели и оформил в деревянные рамы. Сегодня их можно посмотреть в Музее истории города.
Помимо старинной архитектуры, конечно, снимаю и городскую современность. Каждый год ко Дню города выходит альманах «Город, устремленный в будущее», где я размещаю свои лучшие фотографии Улан-Удэ. В каждой из них стараюсь показать людям то, чего они не замечают в повседневной жизни или не имеют возможности увидеть: снимаю с крыш зданий, подбираю неожиданные ракурсы. Так город раскрывается, видится совсем по-другому.
В обыденной жизни мы не понимаем этого, но Улан-Удэ очень красив, не похож на другие города: здесь и слияние двух рек, и горный ландшафт, и уникальная линия горизонта, которая дает ощущение слияния с природой. К тому же с каждым годом город преображается. Непередаваемой красоты здания можно увидеть и по всей республике: Спасо-Преображенский монастырь стоит на Байкале, словно белый лебедь, поражают красотой Сретенский женский монастырь, Тамчинский дацан.
- Что можно посоветовать начинающему фотолюбителю, который увлечен съемкой пейзажа, людей, архитектуры?
- Конечно, нужно как можно больше снимать. Как ни крути, чтобы стать настоящим фотографом, нужно иметь определенное «видение», талант. Нужно видеть то, что не видит другой, видеть мир по-своему. Сейчас есть масса доступных фотографий, информации. Я бы посоветовал читать журнал «Русское фото». Пейзаж на самом деле снимать довольно просто: нужно уметь правильно выстраивать экспозицию и композицию. В городе требуется определенная организация съемки.
Но всегда очень важно «поймать» погоду: я снимаю после дождя или снега, когда высокая прозрачность воздуха. Также важно «ловить» атмосферу места, настроение людей. Нужно иметь подход к разным людям, чтобы они открылись перед тобой и выглядели в кадре максимально естественными. И также стоит помнить, что работа фотографа – это тяжкий физический труд, где приходится не только носить на себе массу техники, но и порой получать травмы. Не думаю, что ради хороших кадров нужно быть совсем безрассудным, но если вы готовы рисковать и открывать каждый раз новое, то все получится.