FAQ Марку Агнору. Пейзажная фотография

Пожалуй, все, кто только начинает учиться фотографии, делает множество пейзажных снимков. Новички часто думают, что достаточно найти красивое место где-нибудь в лесу или на полянке, и пейзаж готов. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд: есть масса тонкостей, которые нужно учитывать, чтобы передать не просто красивую картинку, но целую гамму ощущений и чувств. Об особенностях съемки пейзажа состоялась наша беседа с Марком на этот раз.
Общество |

Пожалуй, все, кто только начинает учиться фотографии, делает множество пейзажных снимков. Новички часто думают, что достаточно найти красивое место где-нибудь в лесу или на полянке, и пейзаж готов. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд: есть масса тонкостей, которые нужно учитывать, чтобы передать не просто красивую картинку, но целую гамму ощущений и чувств. Об особенностях съемки пейзажа состоялась наша беседа с Марком на этот раз.

– Что же такого особенного в пейзажной фотографии?

– Пейзаж переводится как местность с французского языка. Пейзаж– это, как и человек, живой организм. Самым главным условием съемки пейзажа я бы назвал умение чувствовать природу, окружающее тебя пространство. Ведь существует столько различных состояний природы, каждое из которых уникально. Погода для съемки пейзажа не может быть хорошей или плохой, потому что, скорее, плохая погода смотрится на фото гораздо интереснее. Меняются цвета и оттенки, пространство преображается, и все это может выглядеть необычно, непривычно для глаза.

Пейзаж, действительно, не должен быть просто картинкой. Пожалуй, у каждого фотографа Бурятии есть не одно фото заката на Байкале. Но далеко не все могут добиться того, чтоб эта фотография была отличной от других в силу художественности. Поэтому важно не просто чувствовать природу, но и искать неожиданные ракурсы для съемки. Фото с вершины горы, куда поднимались многие, не будет чем-то новым, скорее, оно будет банальным. Но если спуститься на 10 метров ниже и выбрать нужный ракурс, то может получиться совершенно неожиданная фотография.

– То есть неожиданный ракурс можно назвать секретом успеха съемки пейзажа?

– Частично да, это очень важный момент для того, чтобы показать то место, где человек не бывал, чего он не видел. Еще один пример, знакомый многим, – съемка с горы «Олени» недалеко от Улан-Удэ. Многие делали фотографии на вершине, однако с отвесной горы можно получить совершенно неожиданные кадры. Приемов для успешной пейзажной фотографии, на самом деле, очень много. Как я уже сказал, важно учитывать все: план, погоду, время суток, свет и цвета. Конечно, нужно придерживаться правила третей, выстраивать ровную линию горизонта.

При съемке городского пейзажа найти необычную точку съемки не менее важно. Попасть в недоступное место, снять город под углом – все это позволит показать местность по-другому, увидеть массу новых деталей. Лично я предпочитаю в городе снимать во время сумерек, когда небо не слишком темное, но уже включены фонари – такая «белая ночь». В это время фото получается очень приятным по ощущениям: холодное небо и теплый свет фонарей создают особенную атмосферу урбана.

– О каких технических моментах при этом нужно помнить?

– Что касается объективов, то стоит использовать «телевики» и широкоугольные объективы в основном. С их помощью можно показать масштабность, перспективы, пространство. Конечно, необходимой вещью всегда будет штатив: для съемки на долгих выдержках. Ведь при съемке пейзажей используется узкая диафрагма, чтобы придать резкость всему кадру. Можно использовать поляризационные фильтры, чтоб небо и вода получили более насыщенный оттенок, кадр получил более высокую контрастность. Не забудьте про дополнительные флешки и аккумуляторы, которые могут пригодиться при съемке на природе, в походе.

Штатив, кстати, важно выбирать тяжелый или с возможностью прикрепить сумку, чтобы он смог выдержать различные условия погоды, хорошо прослужил вам и в воде, и в грязи. Существует очень много техник съемки ночных пейзажей, где не обойтись без долгих выдержек, а значит, и штатива.

Саяны. Испарина после дождя создает ощущение того, что горы в облаках

– Что особенного, помимо неожиданного ракурса, может внести фотограф в свою работу?

– Если говорить опять таки о ночных съемках, то при различных техниках и долгих выдержках можно снять настоящие шедевры. Фотографы используют выдержки от 1 до 8 часов, что позволяет снять звезды в движении или то, как луна отражается в озере. А если вспомнить закат на Байкале, то можно придумать массу приемов его разнообразить: задействовать силуэт человека, снять отражающееся солнце в стакане воды, сделать фото через запотевшее окно. Всегда можно добавлять что-то от себя, это, на мой взгляд, оживляет снимок.

Вообще я всегда сравниваю фотографию с письмом: она не хуже может рассказать о месте и событии. В этом смысле пейзажная фотография призвана повествовать о местности, показывая не только особенности природы, но и людей, детали, действия. Каждое место имеет свою уникальность, поэтому фото должно это показывать. Передать атмосферу Бурятии можно, снимая степи, горы и даже пасущихся коров. Приехав в Чикаго, я сниму озеро Мичиган, а на заднем планы будут видны небоскребы индустриального города. В Африке в кадр попадет бедуин, проезжающий на верблюде мимо засыхающего озера.

Поэтому нужно всегда искать то, что на фото подчеркнет и раскроет реальность. Отличным пейзажистом из Бурятии можно назвать Вячеслава Урбазаева и Сергея Конечных, советую учиться на их работах. В своих фото он показывает Бурятию, какая она есть на самом деле, снимает уникальные явления на Байкале. Для таких съемок недостаточно приехать куда-то на день: фотографы тратят в среднем неделю, чтобы прочувствовать место, найти нужные им ракурсы и другие особенности. Работают они, как и художники-пейзажисты, поэтому это также узкие специалисты.

Еще одним важным аспектом в пейзажной фотографии можно назвать ее обработку. Здесь важно не перегнуть палку: придать небу естественный цвет, не сделать снимок слишком контрастным. Я бы сказал, в пейзажной съемке очень важно найти во всем баланс, а это достигается только на практике. Ведь творчество – это когда ты совершаешь ошибки, а искусство – это когда ты знаешь, какие из этих ошибок ты можешь оставить. Только так можно создать что-то подлинно свое.

Кол-во просмотров: 916

Поделиться новостью:


Поделиться: