Ключевое понятие фотографии как художественного изображения – это, конечно, композиция. Ведь чтобы сделать фотографию выразительной, притягивающей взгляды зрителей, недостаточно просто снять «картинку». Все объекты на снимке должны располагаться гармонично, наполняя кадр смыслом. Именно поэтому так важно знать и применять правила композиции, о которых мы и поговорим в этот раз.
– Марк, что вообще представляет из себя это сложное понятие – композиция? Как «выстроить» ее правильно?
– Композиция - это латинское слово, которое применительно к фотографии означает составление единого изображения из отдельных частей (лат. compositio — составление, соединение). Вокруг нас мы видим массу объектов, и при съемке мы хотим их соединить, чтобы придать фотографии образность, наделить идеей, красотой. Чтобы создать правильную композицию, необходимо руководствоваться несколькими основными правилами.
Правило первое: убрать из кадра все лишнее, что может отвлечь от сюжета, основной идеи.
Например, фотограф решил снять человека на стройке, но видит какую-то надпись на заднем фоне или зеленый цвет стены его не устраивает. Тогда нужно изменить ракурс, место съемки или вообще перестроить сюжет. Вообще, даже мелкие детали могут испортить весь кадр. Очень сложно снимать какие-то интерьеры, где каждая мелочь должна быть на своем месте. Очень хорошо, когда фотограф сам может добавить детали, расставив их по своим местам, создать уютную обстановку, устраивающую его по цвету и свету. А при съемке репортажей я ищу такие ракурсы, которые уберут из кадра все лишнее, заострив внимание на сюжете происходящего.
Правило второе: композиция должна ясно отражать концепцию, идею автора.
Это очень важно для передачи события, настроения, чувств. Если фотограф снимает социальную проблему, главный герой должен быть ярко выражен на первом плане. Его можно дополнительно выделить светом и цветом, окружить необходимыми деталями и обстановкой, которые также должны способствовать усилению самой идеи.
Правило третье: акцентирование на основном элементе.
Встречается у любителей такая частая композиционная ошибка: они снимают какой-то небольшой привлекательный объект, не замечая многих деталей вокруг, которые «вылезают» на снимке и портят композицию. Поэтому и при съемке мелких предметов необходимо расставить акценты: ракурс, свет, цвет.
Стоит отметить, что три правила, которые я привел, дополняют друг друга: одно без другого в композиции просто невозможно.
– Эти правила действительно похожи на прописные истины. А что можно сказать про правильное расположение объектов в кадре?
– Любой кадр делится визуально также по правилу третей и правилу золотого сечения. Фотографы часто их путают, принимая за одно и то же правило, но это не так. По правилу третей кадр разбивают параллельно две горизонтальные и две вертикальные линии, которые делят его на трети. В итоге получается матрица из девяти равных прямоугольников. Объекты в кадре стоит размещать на пересечении этих линий: в четырех точках посередине кадра. Эти точки еще называют несущими, смысловыми, так как они притягивают взгляд зрителя и приятны для просмотра. Так устроен глаз человека и его восприятие.
Что касается правила золотого сечения, то им пользуются, в первую очередь, художники. Но и к фотографии его можно и нужно применять. По этому правилу кадр делится уже восемью горизонтальными и вертикальными линиями соответственно, и получаются, таким образом, 64 квадрата. Но «несущими» линиями являются каждая третья и пятая, на пересечении которых и находятся смысловые точки. В итоге таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Они уже находятся ближе к центру кадра, чем по правилу третей, но и на них человек всегда акцентирует свое внимание, независимо от формата кадра или картины.
– Как же точно определить положение этих «несущих» точек, особенно начинающему фотографу?
– В цифровых фотоаппаратах есть функция видоискателя, благодаря которой можно включить на дисплее «решетку», на многих «мыльницах» есть также функция в меню «дисплей – включить сетку». Это позволяет безошибочно выстроить композицию, согласно правилам третей. Конечно, профессиональный фотограф, как художник, уже должен «на глаз» видеть расположение объектов композиционно и выбирать в соответствии с этим нужные ракурсы.
Изображение можно композиционно выстраивать также по диагоналям, что дает особый художественный эффект. Но типичная ошибка новичка – это так называемый «заваленный» горизонт и все, что с ним связано: когда линия горизонта смещена, лодка как будто плывет вниз, деревья растут вбок и птицы пикируют. Чтобы избежать этого, при съемке пейзажей горизонт лучше размещать по правилу третей: расположить его по верхней горизонтальной линии или по нижней. И это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя: показать красивый пейзаж на земле или сделать акцент на выразительном небе.
Однако в некоторых случаях «завалить» горизонт можно специально, снимая, к примеру, автомобильные гонки. Показать скорость и стремительность машины можно, слегка сместив линии. Но не советую злоупотреблять таким приемом. Сейчас появилась, на мой взгляд, странная тенденция «заваливать» горизонт при съемке в ночных клубах. Мне это совершенно непонятно, потому что, как мне кажется, это не несет никакого художественного смысла. Да и назвать особенностью жанра это невозможно, потому что нет такого жанра «съемка в ночном клубе».
На этой фотографии проще всего понять правило третей. Мы имеем текстуру травы на фоне и два объекта. Снимаем так, чтобы объекты оказались в точках. Просто, как раз, два, три. Верхняя точка съемки была более выгодная, потому что с нижнней точки было бы видно много ненужных объектов — столбы, дома на заднем фоне, мусор и т.д.
Композиция усложнилась, так как в кадре много различных объектов. Главного героя я выделил передним планом и резкостью. Разместил его по одной из вертикальных линий третей и голову в точку пересечений. Головы остальных героев я разместил по горизонтальной верхей линии третей. Для этого мне надо было чуть-чуть нагнуться, иначе бы они были в центральной оси кадра.
Все также просто, как с первой фотографией, плюс мы имеем диагональ в кадре. Объекты размещены по нисходящей диагонали, что добавляет динамики в кадр. Чтобы сделать этот кадр, мне пришлось лечь на землю.