Восходящая звезда этнической музыки Бурятии Дашима Соктоева стала «гвоздем» программы «Заян Наваа», представленной 4 июня в Улан-Удэ на сцене филармонии музыкальным театром-студией «Урагшаа».
Руководители студии Саян и Эржена Жамбаловы, известные как организаторы музыкальных проектов, показали зарисовки нового проекта и уже известные музыкальные номера студии.
Основную часть концерта и составили номера будущего музыкально-пластического спектакля «Урагшаа». Эклектичное представление, основанное на смешении жанров, стилей и действий, имеет в своей основе народные бурятские песни в роковой аранжировке с живым аккомпанементом и является определенного рода экспериментом. К аранжировкам в стиле группы King Crimson добавлены визуальные образы пластического балета, видеоряд на экране над сценой и различные световые эффекты.
Не вызывает сомнений, что Дашима, солировавшая во всех номерах, станет любимицей слушателей не только Бурятии, но и других регионов. Вокал певицы сочетает в себе отточенный профессионализм исполнения и естественность традиционного пения. Именно это сочетание заставляло зал вслушиваться в каждую нотку и бурно аплодировать Дашиме.
Путь, выбранный создателями проекта, может быть спорным. Сочетание рока и этно уже применяли многие группы, в том числе известная «Ят-Ха», но нельзя сказать, что все эти попытки оказались успешными. Пока говорить об итоговом результате «Заян Наваа» рано, подвести итог можно будет лишь после того, как постановка спектакля будет закончена. Но даже если из этого проекта ничего не выйдет, нужно отдать должное смелости и целеустремленности его создателей. Новое прочтение собственной культуры и поиск собственного места в музыкальном пространстве мира достойны всяческой поддержки.
Руководитель «Урагшаа» Саян Жамбалов мне напоминает индийского бога Вишну – так много аватар он имеет: актер, композитор, певец, продюсер, художественный руководитель. Но среди этих ипостасей вокал все-таки является его ахиллесовой пятой. Поэтому его дуэты с Дашимой были не так хороши, как сольные номера певицы. Будучи харизматичным мужчиной и опытным актером, он прекрасно понимает, как работать с залом, однако на фоне Дашимы его вокальные данные кажутся тусклыми.
Но главное, что должны понимать создатели проекта, это как сохранить и развить уникальный феномен Дашимы. Сберечь ее уникальность, может быть, даже важнее, чем создать популярный проект. Давно у нас не было такой самобытной и яркой фигуры на музыкальном горизонте. И что еще важнее, харизма певицы основана не на эпатаже и подражании западным образцам, а на удивительной природной естественности. Просто диву даешься, когда в этой хрупкой девушке, которая стоит на сцене с какой-то невозможной совершенно скромностью и одновременно достоинством, вдруг рождается пронизывающий, буквально разрезающий пространство голос, перебирающий в твоей душе какие-то совершенно забытые струны.