Конституционный суд РБ может прекратить свое существование 30 июня 2015 г. В этот день пройдет сессия Народного Хурала РБ, на которой депутаты примут в двух чтениях закон «Об упразднении Конституционного суда РБ».
Закон вносит глава Бурятии Вячеслав Наговицын, который в октябре 2014 года заверял, что это только приостановка деятельности суда. То же самое обещал тогда еще спикер НХ РБ Матвей Гершевич. А руководитель комитета по государственному устройству Борис Ботоев отметил, что «все эти годы федеральный центр «подчищал» нашу Конституцию»:
- Особенно в части суверенитета, государственности и т.д. Сейчас, когда в таком «вычищенном» состоянии наша Конституция реализуется, то особой необходимости, на мой взгляд, в Конституционном суде нет, - сказал он.
Другое мнение на этот счет высказал юрист, член Общественной палаты РБ, доцент БГУ Павел Дудин:
- Надо еще понимать, что Конституционный суд – это некий атрибут государственности. И в Конституции Российской Федерации написано, что республики – это государства. Они не государства в полноценном смысле, они не обладают суверенитетом, зато обладают достаточным количеством признаков, и Конституционный суд – один из них. Сохранять национальную самобытность возможно не только путем сохранения языка, культуры, традиций, но и сохранением системы управления обществом.
Также Дудин отметил, что время для упразднения КС совсем неподходящее.
- Учитывая сложную политическую обстановку внутри республики, обострение межнационального вопроса, я не думаю, что самое удачное время выбрано для ликвидации Конституционного суда. Тем более, там же длительная процедура: необходимо внесение и изменение в федеральный конституционный закон. Там необходимо соблюдение требований федерального законодательства, по сути, упразднить КС решением Народного Хурала нельзя. Можно инициировать процедуру, которая тоже предполагает массу самых разных нюансов. Иркутская область, соседняя, воссоздает Уставный суд, а мы упраздняем. В чем логика?
Правительство и депутаты в унисон твердили, что содержание этого органа обходится бюджету в круглую сумму. И, по словам Ботоева, одно решение КС налогоплательщику обходилось в 4 млн рублей, если считать, что за годовое содержание в 12 млн рублей суд принимал 3-4 решения в год.
Между тем Дудин уверен, что так деятельность КС оценивать нельзя.
- Основная проблема, которая ставилась во главу угла - Конституционный суд рассматривает два-три-четыре дела и тратит на это 12 млн рублей в год. То есть, одно дело – 3-4 млн рублей. Во-первых, так топорно оценивать нельзя, и, скорее всего, это делают непрофессионалы, которые слабо разбираются в том, о чем они говорят. Во-вторых, как можно оценивать эффект от восстановленного права даже одного человека. Не говоря уже о том, что право восстанавливается в отношении группы лиц. Например, как это было с учителями из Заиграевского района, - напомнил юрист историю, произошедшую три года назад (учителя из Заиграевского района Бурятии в судебном порядке добились повышения зарплаты, пожаловавшись на нарушение своих конституционных прав).
Споры вокруг существования КС в республике породили интересный проект, которым собирается заняться Дудин. Каким образом можно оценивать эффективность конституционных и уставных судов, задался вопросом эксперт.
- Мы полтора месяца назад работали в Санкт-Петербурге в Европейском университете и договорились, что в ближайшее время будем реализовывать проект под названием «Количественные и качественные показатели эффективности деятельности конституционных и уставных судов в субъектах РФ». То есть, с точки зрения науки, социологии права, социологической науки, юридической науки попытаться объяснить, что такое эффективность деятельности конституционного суда и когда он эффективен, а когда неэффективен. Где эта грань эффективности и неэффективности?