Экс-прокурор Бурятии высказался о проблемах самолетостроения в республике

Владимир Марков считает, необходимо кардинально изменить транспортную составляющую для туристов
Экономика |
Фото Экс-прокурор Бурятии высказался о проблемах самолетостроения в республике
Фото: Татьяна Никитина

В прошлом номере мы разместили информацию гендиректора ООО «Байкальский оздоровительный центр» Владимира Маркова о встрече с председателем Госсовета Татарстана и генеральным директором Казанского вертолетного завода на предмет открытия в г. Улан-Удэ на базе бывшего не достроенного еще в советское время моторостроительного завода на 4 км Спиртзаводского тракта нового предприятия по сборке гражданских легких вертолетов «Ансат». В связи с поступившими в редакцию вопросами  мы попросили Владимира Маркова рассказать о задумке более подробно.

  – Владимир Иванович, признайтесь, никогда прежде вы не занимались вопросами самолетостроения, в связи с чем такой интерес?

  Интерес связан с проблемой недоступности многих прекрасных мест для большинства туристов. Если раньше в советское время летали самолеты Ан-24, Ан-2 во все районы республики, то теперь доехать туда можно только автотранспортом, и это долго, неудобно, утомительно для туристов, так как большинство дорог в районы нуждается в капитальном ремонте. А до источников минеральных вод и грязей, где туристы хотят подлечиться, дорог нет, можно добраться только разве на БТР, высоко проходимых автомобилях и лошадях, что является дорогим удовольствием, и длительное путешествие буквально тяжело воздействует на организм любого туриста.

     Вспоминаю, как я ездил в Закаменский  район в 2015 году, изучая как, член Общественной палаты РБ, проблемы курортного туризма. Тогда услышал отзыв японцев, которые приезжали на многочисленные минеральные источники, в некоторых местах их насчитывалось более двадцати в одном месте. Японцы тогда сказали, что больше никогда не приедут сюда из-за дорог и тряски.  Аналогично дела обстоят в Курумканском, Баргузинском и многих других районах.

     Большинство местных курортов, построенных еще в советское время, пребывает теперь в жалком состоянии, отдых туристов там не дает никакого эффекта. Даже действующие курорты «Горячинск», «Аршан» не претерпели каких-либо больших изменений за прошедшие 30 лет постсоветского периода. Много времени «трубили» власти Бурятии о строительстве на Байкале туристического комплекса «Байкальская Гавань», на строительство которого федеральными властями были отпущены колоссальные средства, продолжается это и сегодня, но каких-либо кардинальных изменений к лучшему в привлечении туристов за многие годы не произошло. Этот объект превратился в «хронический долгострой», пожирающий все новые финансовые средства из бюджетов всех уровней, а поток туристов существенно не увеличился.

    Почему так происходит? Потому что Байкал только один месяц бывает теплым, когда можно купаться. А в таких местах, как турбазы в Култушной, Байкальском прибое, заливы, где купаются туристы, заросли водорослями, их никто не чистит, многие строения, в которых живут туристы, давно нуждаются в капитальном ремонте. Постепенно курорты и турбазы «захватывают» иностранцы из Поднебесной и других мест. Это вызывает большие опасения у местного населения, что скоро их не будут пускать на занятые территории. Получается, что мы в своей республике и стране уже не хозяева.

 – Что вы предлагаете для изменения ситуации к лучшему?

 Кардинально изменить транспортную составляющую для туристов. Привычные для прошлого транспортные средства советского периода самолеты Ан-24 и Ан-2, проходимый автотранспорт марки «ГАЗ» и «УАЗ» как средства доставки туристов на курортные места не могут быть использованы, так как аэродромы и аэропорты на местных авиалиниях законсервированы либо после их закрытия уничтожены, а добираться к источникам на автотранспорте по разбитым и давно не ремонтируемым дорогам себе дороже. Восстановление уничтоженного требует огромных затрат и длительного периода времени. Использование устаревших самолетов опасно для жизни, потребуется длительный период модернизации местных авиалиний и самолетов, большие финансовые, технические и другие дорогостоящие средства, что значительно затормозит развитие туризма в республике.

    В поиске выхода из создавшегося положения мы предлагаем развивать в республике новый и быстро развивающийся вид транспорта – вертолеты нового поколения, которые превосходят, на мой взгляд, устаревшие модели семейства Ми, в последнее время часто попадающие в аварии и крушения. Это вертолет «АНСАТ», изобретенный на Казанском вертолетном заводе с использованием в условиях санкций Запада отечественного двигателя, который не только не будет уступать до недавнего времени используемому канадскому,  но и превзойдет по техническим характеристикам все производимые гражданские вертолеты в России и даже в мире.

    Например, размер его в 2,5 раза меньше, чем Ми-8, настолько же экономичнее по расходу топлива, поэтому «АНСАТ» может летать на дальние расстояния без пополнения баков горючего. Он всепогодный, с приборами ночного видения и полетом в любую погоду, гораздо большей возможностью посадки на небольшие площадки, в том числе грунтовые, каковыми является большинство местных курортов. Недавно я по телефону переговорил с генеральным директором Казанского вертолетного завода, с которым   встречался в г. Казань в декабре 2022 года, и он сообщил, что доводка этого вертолета будет закончена в июле 2023 года, затем обновленный вертолет можно запускать в серию. И это возможно в том числе и у нас, в г. Улан-Удэ на 4 км Спиртзаводского тракта, где пустуют здания недостроенного моторостроительного завода, принадлежащего холдингу «Вертолеты России».

     В феврале 2019 года как общественный деятель встречался с руководством Республики Татарстан на уровне председателя Государственного совета РТ и председателя комитета по экономической политике парламента РТ. Тогда обратил внимание, что эта республика, занимающая в России первые места в экономике, технической и промышленной политике, выпускает вертолеты «АНСАТ». Об успехах одного из самых передовых регионов страны (1–3-е места в развитии) опубликовал статью в газете «Аргументы и факты» для Бурятии, № 12 за 2019 год под названием «Достойный пример развития». В этой статье обобщил передовой опыт Татарстана и, в частности, обратил внимание главы РБ, Народного Хурала, правительства РБ, общественности на то, чтобы использовать ценный опыт, в том числе наладить производство вертолетов «АНСАТ» у нас на авиационном заводе или в другом месте, однако это предложение осталось без реагирования и внимания властей Бурятии.

     Длительное время, начиная с 1996 года, занимаясь изучением проблем курортного туризма, выступал и выступаю в СМИ с предложением разработать и реализовывать государственную программу развития курортно-оздоровительного туризма как одного из важных направлений развития экономики и социальной политики нашей республики, дающего возможность получения доходов бюджетам всех уровней, сопоставимых, по оценке специалистов, с доходами от добычи нефти и газа.

     Даже в бытность правительства, возглавляемого президентом РБ Л. В. Потаповым, добился принятия такой программы, но с моим уходом из состава Народного Хурала  некому было будировать исполнение такой программы. Ее частично реализовали, а затем перестали финансировать и «забыли». Вместо этого начался период строительства «Байкальской гавани», на что были направлены огромные федеральные средства, но при проектировании не учли многих факторов, которые не позволили добиться желаемых результатов.

– Владимир Иванович, а как можно лучше использовать Байкал для развития туризма?

 – Мы предлагаем запустить по нему хотя бы одно круизное, большой вместимости морское судно на базе военных корветов, но гражданского назначения, с богатой «начинкой» сервиса, которые также могут изготавливаться в Республике Татарстан в г. Зеленодольск. Это судно, в отличие от катамаранов, производимых сейчас в Иркутской области для перевозки по Байкалу до 120 туристов, безопасно в любую погоду, в том числе в шторм, который довольно часто бывает в летний  и осенний периоды, оно   быстроходно и в короткое время может курсировать до таких мест, как «Байкальская гавань», г. Иркутск, г. Северобайкальск, поселки Нижнеангарск, Давша, Усть-Баргузин и другие, доставлять сразу множество туристов до курортов «Горячинск», «Дзелинда», «Аршан», «Гусиха» и других для их круглогодичного использования.

     Это, на мой взгляд, позволило бы значительно увеличить поток туристов, а значит,   и доходов населения, предприятий и бюджетов всех уровней на территориях, прилегающих к Байкалу, развить новую разветвленную инфраструктуру туризма в нескольких регионах России, расположенных в Байкальском регионе. Для большего привлечения туристов, в том числе иностранных, предлагаю задействовать наши глубоководные батискафы «МИР», а также на базе курортов развивать центры народной медицины, которые мы впервые в истории Бурятии создали и пытаемся развивать.                                                       

 

Кол-во просмотров: 1787

Поделиться новостью:


Поделиться: