Бывший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН, доктор исторических наук Владимир Хамутаев год назад был уволен с работы "за прогулы". Хотя, по мнению многих, настоящей причиной стала общественная деятельность Хамутаева, и в частности, его несогласие с официальной версией истории Бурятии, которую он изложил в своей монографии "Присоединение Бурятии к России: история, право, политика", вышедшей в Улан-Удэ в 2012 году. После увольнения из института, Хамутаев эмигрировал в США, где подал заявление на получение политического убежища.
Владимир Хамутаев был одним из лидеров национально-демократического движения бурят, вице-президентом Всебурятской ассоциации развития культуры, президентом Конгресса бурятского народа. Опубликовал много научных и публицистических трудов об истории бурят, от средних веков до наших дней.
Марина Сайдукова: Расскажите о своих первых месяцах в Америке? Что было самым трудным?
Владимир Хамутаев: Я жил в семьях своих американских коллег, преподавателей вузов. Пока было время, изучал систему среднего образования, знакомился с тем, как поставлено высшее образование. Выступил в ряде университетов с лекциями по национальному вопросу в России. Конечно, были финансовые трудности, но помогали друзья. Затем переехал в столицу, к братьям-монголам из Автономного района Внутренняя Монголия (КНР). До этого покатался по Восточному побережью. Интервью на получение политического убежища прошел очень быстро. Опять же, американские друзья помогли. Сегодня, уже пройдя через этот самый трудный для многих этап, я вижу, что это не такой уж и сложный вопрос. Зря многие драматизируют. Надо об этом как-нибудь написать)) В целом, были трудности, обычные при любом переезде - жилье, непривычная для нас влажность, трудности с деньгами. Вместе с тем, если у тебя широко раскрыты глаза и доброе сердце, то Америка – это лучшая страна.
Вы не жалеете о своем решении покинуть Россию?
Не жалею. Я научный работник, историк политической истории моего народа. Начальники бюджетных историков, т.е. директора институтов истории, по заказу режима вновь переделывают историю страны. Вновь навязывают русские мифы добровольности вхождения "отсталых народов" в "великую Россию". Известный сибирский историк В.А. Ламин горько, но метко заметил: "Из бурятской истории делают девку, но как можно?" Оказывается, можно. Я знаю историков Бурятии, Татарстана, Якутии, многих других республик, они прекрасно понимают, откуда ветер, и кто пытается через колено сломать "хребет истории". В 1950-60-е также было: власти заставили, историки послушно переписали, что нужно. Потом, в 1990-е историки также дружно опорочили "концепцию добровольного вхождения народов" в ярмо казачьей империи - Похабовых, Ермоловых, Хабаровых и прочих. Через год-два будут опорочены сегодняшние переписчики – очередные конъюнктурные историки.
Как по-вашему, вы эмигрировали из Бурятии, или это была эмиграция из России?
Из Бурятии, бессловесной колонии России.
Чем вы сейчас занимаетесь?
Пишу статьи и "чищу" книгу, ту саму, которая вызвала столь бурную реакцию структур. Уже четыре университета просят ее переиздать на английском. Думаю, что в скором времени получится переиздать монографию, а там может и на других языках что-то выйдет.
Каковы ваши впечатления от общения с американцами?
Прекрасные впечатления. Мне попадаются очень интеллигентные, приятные люди. Здесь нет расизма, нет лжи.
Вы считаете себя свободным человеком? Что для вас значит свобода?
Когда твой народ в колониальном рабстве, сложно ощущать себя свободным. Наверное, только эгоист может свободно парить, высокомерно ухмыляясь над политическим рабством своего народа.
Вы встречались с американскими бурятами? Они сильно отличаются от российских бурят?
Да, встречался. На мой взгляд, они отличаются тем, что в них меньше того самого рабства.
Что для вас значит родина?
Моя Родина, а Родина не может быть с маленькой буквы, это Монголия и Бурят-Монголия, Байкал, Селенга, Куда, Мурин, семья, Олой, могилы отца-матери, моя огромная родня, друзья-соратники, омуль, арбин, Дандар Бадлуев, Бадма-Ханда и Мэдэгма.
Чем вас устраивает и не устраивает жизнь в Америке?
В Америке всё для человека, в России – все для холуев и холуйствующих. Один минус - здесь очень жарко))
Вы эмигрировали вместе с семьей?
Да
Вы не боитесь что ваша эмиграция, особенно с получением статуса политического беженца, может негативно отразиться на членах вашей семьи, оставшихся в России?
Сына уже выгнали с работы, еще что?
В России и в Бурятии достаточно мыслящих людей, которые понимают, что не бывает добровольной колонизации. При этом люди предпочитают не говорить об этом открыто. Как по-вашему, в этом больше страха или конформизма?
А какая разница? Лизоблюдство из-за страха или из-за пряника должно быть одинаково тошно. Но многие научились "честно врать", угождать и привыкли жить с этим.
Как вы думаете, вас уволили из научного заведения по политическим причинам?
Каждый мой тезис о сотнях фактов кровавого завоевания и геноцида бурят в 17-18 веках обоснован научно и подкреплён архивными документами. Так что мое изгнание – это чистая политика.
Когда вас выгоняли из Бурятского научного центра, коллеги не вступились за вас. При этом я знаю, что среди них немало тех, кто вас уважает. Почему так?
Я сам просил их не организовывать акции в мою защиту, жалея их. У них семьи и они не бойцы.
Если бы вам сейчас предложили вернуться в Бурятию и восстановили вас на работе, вы бы вернулись?
Это вряд ли.
Вас называют бурятским националистом, один российский журналист даже назвал вас "бурятским наци"? Как вы думаете, откуда такие, мягко говоря, резкие оценки?
Из-за традиционного русского национализма власти. Но это не ново, вот уже как 26 лет власти и рус-наци приклеивают мне разные ярлыки. Так же они выискивают "наци" в Татарии, Башкирии, Саха, во всех нерусских регионах, не видя бревна в своем глазу. Чтобы переформатировать русское население в рус-наци, и тем объединить русских против "врагов великой России". У них всегда во всех их бедах виноваты "неруси", США, немцы, Грузия, Япония, автономии. Теперь вот Украина. Но у них самих нет светлых идей, они способны только лгать, провоцировать и стравливать людей.
Что вас больше всего раздражает в людях?
Умение говорить как мой бывший начальник: напыжившись и ни о чем, кругло, как яйцо.
А в себе?
Излишняя доверчивость.
Кем вы себя больше ощущаете: ученым, политиком, общественным деятелем?
Бурят-монголом
Как вы думаете, вы умеете признавать свои ошибки?
Да, до отвращения.
Спасибо за разговор.