Пройден первый этап маршрута автопробега «По следам кочевых цивилизаций»: Иркутск – Улан-Батор.
В Улан-Удэ девять человек на трех автомобилях, представляющих иркутский клуб семейных путешествий «Байкальское кочевье» побывали 2 июля. И вот теперь я сижу тут, в Центральном гобийском аймаке, в юрточной гостинице «городка деревенского типа» под названием Мандал-Говь.
Иркутский клуб семейных путешествий «Байкальское кочевье», возглавляемый путешественницей Даримой Цырендагбаевой, начал автопробег под интригующим названием. Маршрут пробега пролегает по символическому кругу, священному «гороо» (движение по солнцу), в который вошли Восточная Сибирь, Монголия, Алтай и Хакасия. К клубу присоединились Иркутский областной краеведческий музей в моем лице и Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» в лице художественного руководителя Эрдэни Жалцанова. Идея проекта заключается в посещении исторических и сакральных мест, связанных непосредственно с кочевыми цивилизациями, населявшими эти территории. Но посетить не просто так, а еще и встретиться с интересными людьми, которые могли бы рассказать нам об этих памятниках истории и культуры, а также снять документальный фильм, рабочее название которого «Тропой кочевника».
В пробег отправились девять человек на трех автомобилях. Правда, один экипаж из двух человек поехал по малому маршруту Иркутск – Улан-Батор – Хубсугул, а два других решились пройти большое «гороо». Кроме этого, к пробегу присоединился удивительный мальчик, отличающийся высокой любознательностью, мальчик-кукла Чигчий. В ходе поездки он встречается с жителями Бурятии, Монголии, Алтая и Хакасии. Вместе с ним участники автопробега будут знакомиться с историей, культурой, природой и населением тех мест, где проложен маршрут пробега.
В Бурятии мы посетили Иволгинское городище, Меркитскую крепость и царские курганы в Ильмовой пади под Кяхтой. На каждом археологическом памятнике нас встречали археологи из Института буддологии и тибетологии СО РАН Баир Дашибалов, Николай Именохоев, Прокопий Коновалов, Алексей Тиваненко.
Первым пунктом по маршрутному листу было Иволгинское городище (пригород г. Улан-Удэ). По словам Баира Дашибалова, много лет изучающего этот объект, Иволгинское городище – это северный форпост империи, основанной хуннами в конце I тыс. до н.э. Поселение было административным центром территорий от Хингана на востоке, до Алтая на западе и до Байкала на севере.
– В I тыс. до н.э. здесь кипела жизнь многотысячного города, – рассказал Баир Дашибалов, указывая рукой на степные пространства. – Горожане вели в основном полукочевой образ жизни, соединявший традиции восточноазиатской и западноазиатской культур. Они жили в теплых домах, разводили свиней, три вида собак, среди которых были полуволки и доги, возделыва¬ли пашню и сеяли просо, занимались ремесленным делом, изготавливая удивительные ювелирные украшения из бронзы, золота, серебра, камней. По словам ученого, все это указывает на то, что хунны вели скорее оседлый образ жизни, нежели кочевой.
В этот же день, 2 июля, мы выехали в Мухоршибирский район – к Меркитской крепости (108 км от г. Улан-Удэ). Здесь нас встречали автор книги о жизни меркитского народа Алексей Тиваненко и известный археолог и антрополог Бурятии Николай Именохоев. Переночевав у подножия величественных гор, мы поднялись к оборонительной крепости меркитов. То, что это оборонительная крепость, мы поняли сразу. Дело в том, что подняться на вершину горы с отвесными скалами было очень даже непросто. Если бы не Мария Жалцановна, возраст которой более 70 лет, мы бы не поднялись выше 5 м. Она взобралась на вершину горы, ни разу не остановившись на отдых. Поэтому нам, молодым, пришлось подниматься все выше и выше. А наверху было на что посмотреть. «Сейчас вы можете отчетливо увидеть искусственно сделанные каменные бордюры, – пояснил Тиваненко, – которые защищали людей и животных от случайного падения вниз, а здесь желоба для стока воды, ну а назначение искусственно выдолбленной пещеры еще пока не разгадано. Возможно, это древний, заваленный камнями лаз сквозь скалу, возможно, ее использовали как водосборник, возможно, это был погреб».
По преданию, в районе крепости разворачивались события, которые стали знаменательными в жизни Чингисхана. Сюда Чингисхан пришел со своим войском, чтобы освободить из плена свою жену Борте.
К вечеру 3 июля мы добрались до Суджинского могильника (Ильмовая падь, 197 км от Улан-Удэ, Кяхтинский район) или, как его еще называют, «Царские курганы в Ильмовой пади» недалеко от Кяхты. Это комплекс захоронений знати государства хунну периода I века до н.э. – 1 века н.э. «Исследования могильника началось еще в 1892 году ссыльным поляком Талько-Гринцевичем, в 1928 году – археологом Сосновским, – сообщил Прокопий Коновалов. – Однако обширное комплексное научное исследование могильников началось в 1971 году. В течение пяти лет здесь было раскопано и исследовано около 20 царских захоронений, включая рядовые могильники, в которых были захоронены приближенные шаньюев (хуннских царей). Могильники представляют собой земляную насыпь на поверхности, огороженную по периметру каменными плитами. Сложные по конструкции захоронения достигают 16 м в глубину. К сожалению, все могильники были разграблены еще в древности».
Утром 4 июля мы уже были на российско-монгольской границе в Кяхте. Длинная очередь состояла преимущественно из самих монголов, возвращавшихся из России на родину. Границу прошли довольно быстро. На монгольской стороне членов автопробега с песнями под гармошку встречала делегация известных монгольских деятелей культуры и искусства. По просьбе членов автопробега Бавуу Лхагвасурэн, министр культуры Монголии, известный драматург, писатель, поэт, художник, заслуженный деятель искусств Монголии, организовал экскурсии по Музею природы Монголии, дацану Гандан хийд, музею Богдо Гэгэна, мемориальному комплексу советника трех тюркских каганов (557-745 гг. н.э.) Тонъюкука, музею истории государства хунну внутри грандиозного комплекса «Чингисхан», высотой 40 метров близ реки Тооло в местности Тэрэлж.
Итак, автопробег продолжается. Впереди Гоби…