Русский национализм – новый мощный тренд в общественной жизни России, вырвавшийся в последние годы из маргинальной среды и на глазах становящийся весьма популярным и даже респектабельным. К идеологии «России – русскую власть!» сегодня обращаются все - власти, «системная» и «несистемная» оппозиция, «рассерженные горожане», представители подавляющего большинства политических течений, культурные деятели и простые обыватели.
День единства националистов
В этом году ежегодный «наци-парад» 4 ноября под названием «Русский марш» прошел в рекордном числе российских городов и явно затмил по резонансу в прессе организуемые властями и ставшие пресными «народные празднования» в честь официального Дня народного единства. «Альтернативного» же межнационального «Русского марша», который проводило в 2011 году в Москве прокремлевское молодежное движение «Наши», в этом году не было.
Напомним, что относительно новый национальный (государственный) праздник 4 ноября, носящий название «День народного единства», ведет свою историю с 2005 года, когда власти в России отменили выходной день в старорежимный праздник 7 ноября. С тех пор коммунисты и другие левые политические движения отдельно от всех отмечают свой День Великой Октябрьской социалистической революции, а введенный 1996 году День согласия и примирения фактически отменен и никак не отмечается.
С 2005 года выходной день для праздника перенесен на 4 ноября. В этот же день уже восьмой год подряд организации русских националистов – Национально-патриотический фронт «Память», Движение против нелегальной миграции (ДПНИ), Национально-державная пария России, движение «Национал-патриоты России», Русский Общенациональный союз (РОНС), Русское общественное движение (РОД), движение «Русские» и другие – проводят в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов России массовые шествия под названием «Русский марш».
Кроме этих легальных организаций, в «наци-параде» все эти годы принимали активное участие и многочисленные подпольные и полуподпольные группы национал-социалистов, бритоголовых (скинхедов), а также боевики из националистических групп «белого сопротивления», ведущие на улицах российских городов свою «РаХоВу» (англ. racial holy war – «расовая священная война»). Эта самая RHW выплескивается, как правило, в охоту на «расовых врагов», в групповые избиения и убийства азиатов и африканцев, драки и перестрелки с кавказской молодежью.
В последние 2-3 года «белые партизаны» говорят о том, что они наконец-то «развеяли миф о непобедимости» кавказцев. Кроме того, уже имели место поджоги и забрасывание бутылками с зажигательной смесью региональных офисов «Единой России» и отделений полиции и военкоматов. Что свидетельствует о том, что «русские наци» перестали видеть своего главного врага в таджикских дворниках и якутских шахматистах. Напомним, что в российских тюрьмах сегодня сидят сотни энэсов (национал-социалистов), которых их соратники на воле требуют признать «политзаключенными».
Национализм нынче в моде
На фоне опасной для власти радикализации движения русских националистов, в политической сфере происходят резкие изменения в отношении значительной части российского общества к «правым». Налицо массовое увлечение русской молодежи идеями национализма. Среди людей среднего и старшего возраста, которых раньше отпугивал от националистов ярлык «фашистов», появляется все большее число открыто сочувствующих. Бывшие маргиналы-националисты сегодня превращаются в респектабельных политиков, а представители политической элиты уже не могут без ущерба для популярности обойтись без публичных актов в «защиту русских».
Среди политиков хорошим тоном стали заявления в националистическом духе, произнесение которых еще некоторое время назад считалось неприличным. Владимир Жириновский с его «либерально-демократической» партией уже явно не тянет на главного выразителя интересов русских.
За русский электорат идет нешуточная борьба между всеми сколько-нибудь заметными политическими организациями. Русский вопрос сегодня один из главных на повестке дня и у представителей власти, начиная с президента, пишущего в своих «программных» статьях о «государственно-образующей роли» русского народа, и заканчивая коммунистами и «болотной» оппозицией. Даже далекий от российских проблем новоиспеченный политик-олигарх Михаил Прохоров не обошел стороной забавный для него новый тренд, вытащив откуда-то старый лозунг Жириновского о ликвидации национальных республик в России.
Но по-настоящему новое слово в политике – это появление буржуазного движения русских «национал-демократов» с их «европейскими ценностями», «европейским лицом», политическим гламуром и либеральной риторикой. Последние с презрением отвергают традиционные «водку, лапти и гармошки», а также пролетарские «бомбы и булыжники».
На прошедших три недели назад выборах в Координационный совет оппозиции националисты, как и левые с либералами, составили свою курию кандидатов (по отдельной квоте) и торжественно вошли в состав главных модераторов «болотных» акций. Членами Координационного совета стали видные национал-демократы Константин Крылов, получивший статус политзаключенного Данила Константинов, Владимир Тор (Кралин) и другие. Если еще год назад националисты считали успехом получить право выступить на многотысячных митингах протеста «рассерженных горожан», сегодня они уже сами будут решать (вместе с либералами и «красными» Сергея Удальцова), кому давать слово на будущих митингах.
Нацдемы и «Русский марш»
Главными организаторами «Русского марша»-2012 выступили участники митингов на Болотной площади и на проспекте Сахарова. Это лидеры образованной в марте этого года Национально-демократической партии Константин Крылов, Владимир Тор (Кралин), лидеры этнополитического объединения «Русские» Дмитрий Демушкин и Александр Белов (Поткин), зампред партии «Российский общенародный союз» (РОНС) Иван Миронов. На первом же заседании недавно избранного Координационного совета оппозиции Константин Крылов пригласил своих «друзей-врагов» по Болотной площади из числа либералов и левых принять участие (отдельными колоннами) в «Русском марше», обещающем стать самым массовым за последние годы.
По словам организаторов «Русского марша», праздник 4 ноября де-факто превратился в «День националиста». В этом году наци-парад прошел в 54 крупных российских городах. Этими акциями было охвачено 65 % субъектов России. В большинстве городов шествия были согласованы с местными властями, где-то состоятся несанкционированные акции. Например, в Нижнем Новгороде 4 ноября власти разогнали «Гражданский марш», в котором, кроме националистов, участвовали оппозиционные движения либерального толка.
Ближайший к Бурятии город, где прошел согласованный с властями «Русский марш», – это Иркутск. В столице Приангарья главным организатором акции, которая пройдет под лозунгами «России – русскую власть!», «Иркутск – русский город!», «Свободу русским политзаключенным!» выступил авторитетный националист, бывший депутат Госдумы и ректор Иркутского филиала РГТЭУ Николай Курьянович, известный тем, что в свое время инициировал составление скандального «списка врагов русского народа».
«Русский вопрос» в Улан-Удэ
В столице Бурятии «Русский марш» не проводился. Немногочисленные объединения радикальных националистов никакой публичной деятельности здесь не ведут. С начала 2008 года, когда скандально известная судья Советского суда Ирина Левандовская вынесла свой первый приговор по «экстремистской» 282-й статье УК, дав год условно наци-скинхеду Сергею Рябову, о ns/white power в Улан-Удэ больше не слышно.
Самой острой гранью «русского вопроса» в Улан-Удэ является строительство памятника «землепроходцам» – русским казакам Гавриле Ловцову и Осипу Васильеву, построившем в устье Уды зимовье, ставшее впоследствии основанием Удинской крепости-острога, от которого, в свою очередь, ведет официальную историю город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ).
За месяц до Дня народного единства (или «Русского марша»?), 4 октября 2012 года, на заседании Координационного совета русских общественных организаций города – представителей Забайкальского казачества, Русского культурного центра, «Русской общины», общественного фонда по развитию культуры старообрядцев Улан-Удэ – было принято решение о строительстве «монументальной архитектурно-скульптурной композиции», посвященной основателям Верхнеудинска–Улан-Удэ.
Сегодня это движение за строительство памятника готовится к регистрации. В дальнейшем местные русские патриоты хотят создать фонд сбора денежных средств для строительства монумента, ход которого будет освещаться в специальной газете. На помощь мэрии Улан-Удэ, которая еще в прошлом году без всяких видимых результатов провела конкурс на лучший эскиз памятника, общественники уже не надеются.
– Мы сделаем это в любом случае, с ними или без них, – заявил «Новой Бурятии» Василий Устинов, председатель координационного совета движения общественности за строительство памятника русским казакам в Улан-Удэ. – А если будут вставлять палки в колеса, мы будем вынуждены поменять власть в городе путем проведения своих людей как в мэры, так и в горсовет!
Таким образом, «мирное дело» строительства в Улан-Удэ памятника русским казакам переходит от мэрии в руки русской общественности. На местных интернет-форумах сегодня развернулось бурное обсуждение этого проекта. Будущий памятник там уже назвали «Мемориалом вражды народов».