Дефицит бюджета РФ в 2012 году втрое выше запланированного

Бюджету России не удастся стать профицитным по итогам 2012 года, несмотря на обещания президента Владимира Путина, признал Минфин. Дефицит составит 0,25% ВВП, или 151 млрд рублей. Без учета поступлений от нефти и газа дефицит бюджета составит более 10%. Такая зависимость от внешней конъюнктуры — большой риск для российской экономики.
Общество |

Бюджету России не удастся стать профицитным по итогам 2012 года, несмотря на обещания президента Владимира Путина, признал Минфин. Дефицит составит 0,25% ВВП, или 151 млрд рублей. Без учета поступлений от нефти и газа дефицит бюджета составит более 10%, пишет «Газета.Ru». Такая зависимость от внешней конъюнктуры — большой риск для российской экономики, считают эксперты.

Дефицит бюджета России по итогам 2012 года окажется выше ожиданий правительства, говорится в материалах Минфина, обнародованных в ходе конференции «Итоги исполнения федерального бюджета в 2012 году, особенности исполнения федерального бюджета в 2013 году и основные направления бюджетной политики на 2013—2015 годы».

Дефицит, по уточненным данным, составит 0,25% ВВП, или 151,7 млрд рублей. Это более чем в три раза выше последних цифр, заложенных в бюджет: в сентябре Минфин ожидал, что показатель не превысит 0,07% ВВП.

Доходы федеральной казны за год составят 12,808 трлн рублей (20,9% ВВП), расходы — 12,959 трлн рублей (21,2% ВВП). Размер ненефтегазового дефицита, то есть подсчитанного без учета дополнительных доходов от экспорта нефти и газа, достигнет 10,6% ВВП.

За 11 прошедших месяцев в бюджет уже поступило 11,407 трлн рублей (88,3% от плана на 2012 год), кассовое исполнение расходов составило 10,618 трлн рублей (81,9% к плану), профицит — 788,7 млрд рублей (1,4% ВВП). Но в декабре, по прогнозам Минфина, бюджет соберет лишь 1,401 трлн рублей, а потратит 2,341 трлн рублей, то есть дефицит составит 940,4 млрд рублей, или 16,2% ВВП.

Прогнозы по дефициту в 2012 году менялись несколько раз, причем довольно резко. Изначально показатель прогнозировался на уровне 1,5% ВВП, или 876,588 млрд рублей. Доходы должны были составить 11,779 трлн рублей, расходы — 12,656 трлн рублей. Уже в начале февраля прогнозы стали более оптимистичными, Минэкономразвития ожидало дефицит всего в 1% ВВП. К лету, благодаря растущим ценам на нефть, ожидаемый дефицит сократился более чем в 10 раз — до 0,1% ВВП, исходя из средней цены на нефть $115 за баррель. Соответствующие поправки были внесены в закон о бюджете.

Но уже в конце июня министр финансов Антон Силуанов заявил, что падающая цена нефти может привести к значительно большему дефициту. «Дефицит бюджета, скорее всего, будет больше, — заявил он тогда. — Он будет около 1,5% ВВП, как было изначально».

К сентябрю внешняя конъюнктура улучшилась, и Силуанов заговорил о 0,2—0,3%-ном дефиците. «Сегодня оценки цены на нефть составляют около $109—110 за баррель, соответственно, видим устойчивое поступление доходов в текущем году», — пояснил он. В закон о бюджете внесли новые поправки, и дефицит сократился практически до нуля — 0,07% ВВП, или 42,7 млрд рублей.

На словах чиновники были еще оптимистичней. Президент России Владимир Путин на заседании Валдайского клуба в октябре выразил надежду, что бюджет 2012 года будет профицитным. Замминистра финансов Татьяна Нестеренко в ноябре заявила о том, профицит составит 0,1—0,2% ВВП.

Все эти колебания от небольшого профицита к небольшому дефициту тем не менее остаются в рамках погрешности, считают эксперты. «Расхождение по ноябрю между прогнозом Минфина и фактическими цифрами составило 200 млрд рублей, — напоминает главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова. — Я не исключаю, что у нас еще будет нулевой дефицит или профицит по итогам года, этот 151 млрд рублей вполне укладываются в погрешность. Могут собрать больше, чем планировали, могут не выбрать расходы».

Уровень ненефтегазового дефицита тоже удовлетворяет эксперта. Бюджет 2012 года, по подсчетам Орловой, сбалансирован при цене $110 за баррель, 2013 года — при $104 за баррель. «У меня позитивный взгляд на федеральный бюджет. Несмотря на отставку Кудрина (Алексей Кудрин — бывший министр финансов. — «Газета.Ru»), ориентир на сбалансированность бюджета сохраняется. Другой вопрос — как финансировать экономический рост при таком подходе. Низкие макроэкономические риски — это хорошо, проблема не в том, что мы их минимизируем, а в том, что дальнейшее развитие экономики упирается в структурные ограничения».

«Более 10% дефицита ненефтегазового бюджета — это, конечно, является риском, — не согласен директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Получается, что несмотря на все разговоры о том, что ненефтегазовый дефицит надо снижать, он растет, и мы по-прежнему зависим от внешней конъюнктуры».

Бюджетное правило, которое устанавливает, что с 1 января 2013 года доходы от продажи нефти и газа будут поступать строго в Резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП, по словам Николаева, не снизит этой зависимости. «Независимость появляется только на бумаге. У нас уже было правило четыре года назад. Его действие тогда пришлось остановить, — вспоминает Николаев. — И теперь дополнительные расходы все равно потребуются. Посмотрите, с каким дефицитом оказались муниципальные бюджеты — больше 200 млрд рублей. И в следующем году он будет нарастать, потому что они вынуждены исполнять предвыборные обещания, данные на федеральном уровне. Запланированных расходов не хватит. Правительство исходит из роста экономики в 2013 году, но по нашим подсчетам его не будет, а это уже минус 550 млрд рублей. Где их взять? Полагаю, что и сейчас придется правило, как минимум, смягчить, а то и отменить».

Кол-во просмотров: 661

Поделиться новостью:


Поделиться: