Дацан северной пальмиры

10 августа исполнилось 95 лет Санкт-Петербургскому буддийскому храму «Дацан Гунзэчойнэй». Буддийская община в северной столице начала складываться еще в конце XIX века, однако решающее значение в деле распространения буддийского мировоззрения имело строительство буддийского храма-монастыря. Этот храм был центром буддийской культуры в европейской России и Европе.
Общество |

10 августа исполнилось 95 лет Санкт-Петербургскому буддийскому храму «Дацан Гунзэчойнэй». Буддийская община в северной столице начала складываться еще в конце XIX века, однако решающее значение в деле распространения буддийского мировоззрения имело строительство буддийского храма-монастыря. Этот храм был центром буддийской культуры в европейской России и Европе.

Основание дацана

Дацан в Петербурге был построен по благословению Его Святейшества Далай Ламы XIII Тубдан Чжамцо и при непосредственном руководстве его советника, доверенного лица Агвана Доржиева – бурятского ламы геше лхарамба (доктора буддийской философии), который посвятил всю свою жизнь распространению буддизма и установлению полноценных связей между Россией и Тибетом. При поддержке столичной аристократии и интеллигенции Агван Доржиев добился согласия царя Николая II на строительство буддийского дацана в Санкт-Петербурге.

16 марта 1909 года Доржиев приобрел на северной окраине Петербурга – в Старой Деревне – участок земли, который находился напротив живописного Елагина острова и одной стороной выходил к реке – Большой Невке. Место было тихим, уединенным, что как нельзя лучше соответствовало требованиям буддийского строительного канона. Первая служба в строящемся храме прошла в 1913 году, когда на 300-летие дома Романовых в столицу прибыл глава буддистов России XII Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Итигэлов (ныне известный как «нетленный лама»).

За образец при разработке проекта петербургского храма Доржиев взял классический тип тибетского соборного храма, так называемый цокчен-дуган. Работами руководил специально избранный строительный комитет, в который входили известные академики и востоковеды, художники Н. Рерих и В. Шнейдер. Проект был разработан архитектором Г.В. Барановским. Общее духовное руководство строительством осуществлял Агван Доржиев.

– Наш дацан считается непревзойденным по архитектуре, – сообщил «Новой Бурятии» нынешний настоятель храма Буда Бадмаев. – Он монументальный, облицовка и колонны сделаны из гранита, а сверху его украшает невысокий шпиль из золоченой меди – ганчжира, что в переводе с санскрита означает «полный сокровищ». Однако мы предполагаем, что Агван Доржиев привлекал для строительства специалистов по тибетской архитектуре, поскольку официально названные архитекторы не были специалистами в строительстве буддийских храмов. По этому поводу нам еще предстоит провести исследовательскую работу.

10 августа 1915 года состоялось освящение храма в честь божества Калачакры, которое является персонификацией сокровенного учения, по преданию сохранившегося во всей полноте в Шамбале. При освящении монастырь получил название «Дацан Гунзэчойнэй», что в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Будды, сострадающего ко всем». Так Петербургский дацан стал первым буддийским храмом в северо-западной части России.

Судьба храма после открытия

Петербургский дацан уже тогда мыслился как представительство Далай-Ламы в России, центром буддизма в европейской части страны. Но воплотить эту идею не успели.

– В начале 30-х годов на буддийских лам в СССР начались гонения, многие петербургские священнослужители были расстреляны, отправлены в лагеря. Имущество дацана было разграблено, – рассказал Буда Бальжиевич. – Однако даже в лагерях ламы продолжали свою службу: лечили людей от тяжелых болезней, до этого считавшихся неизлечимыми.

Позже Агвану Доржиеву удалось реставрировать дацан. Однако после преследований духовенства, арестов и расстрелов многих лам и монахов в 1933–1937 годах община буддистов перестала существовать. В ноябре 1937 года в Бурятии был арестован 85-летний Агван Доржиев. Он скончался в 1938 году в тюремной больнице в Улан-Удэ. В том же году буддийский храм в Ленинграде был закрыт. В нем разместилась спортивная база.

Во время войны в подвалах дацана делали гранаты. Примечательно, что во время бомбежек Ленинграда на дацан не упала ни одна бомба. После войны в нем находилась радиостанция. С 1960-х годов в здании расположилась зоологическая лаборатория Академии наук. Возвращение буддийского храма верующим состоялось в 1990 году. Это способствовало дальнейшему распространению буддизма в Петербурге, равно как и в других городах России, где по примеру петербургской тоже стали регистрироваться буддийские общины.

С 1997 года дацан Гунзэчойнэй возглавляет Джампа Донъед (Буда Бадмаев), избранный монахами дацана и утвержденный главой Буддийской традиционной сангхи России Пандидо Хамбо Ламой Дамбой Аюшевым. В храме постоянно находится группа из 12 лам.

Современность

Петербургский дацан открыт для верующих ежедневно с 10 до 19 часов, выходной день – среда. В 10.00 проводится утренняя служба, а в 15.00 – дневной хурал (молебен).

– В наш дацан ежегодно приезжают буддийские учителя с лекциями, раз в месяц проводятся ретриты (затворничества) Авалокитешвары для верующих, по приглашению настоятеля ежегодно в дацане специальные группы лам возводят мандалы, – рассказала пресс-секретарь храма Алла Намсараева. – Каждую субботу прихожане также могут посетить лекции настоятеля по философии и практике буддизма.

В августе 2007 года впервые в России в петербургском дацане были выставлены буддийские реликвии – рингселы, которые остаются после сжигания тел буддийских учителей. Эти реликвии сейчас путешествуют по миру, а в дальнейшем они будут помещены в основание большой статуи Будды Грядущего – Майтрейи, которую собираются возводить в штате Кушинагар (Индия). «Выставка рингсел скоро снова планируется в дацане, – сообщила Алла. – Первый раз она имела оглушительный успех, люди стояли по три часа в километровых очередях, чтобы прикоснуться к святому».

В июне 2009 года в петербургском дацане состоялось большое событие: Хамбо Лама Дамба Аюшеев провел обряд освящения мозаичного изображения Белой Тары. Это стало очень знаменательным событием для буддизма России в целом, поскольку еще в 1764 году Екатерина II, в знак признания того, что буддизм является одной из государственных религий России, учредила пост Пандидо Хамбо Ламы – главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. В 1766 году буддисты, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на Земле – за благожелательность к буддизму и гуманное правление.

С тех времен российские буддисты почитали в виде Белой Тары каждого правителя Российского государства, и только во время советской власти традиция была нарушена. А после того, как Пандидо Хамбо Лама освятил изображение Белой Тары, традиция возобновилась: Бурятию посетил президент России Дмитрий Медведев, которого уже в главном буддийском храме страны признали воплощением Белой Тары на Земле.

– Освящение мозаичного панно прошло в рамках Декады буддийской культуры, которая состоялась в Петербурге впервые летом 2009 года, – сообщила пресс-секретарь. – Изготовила панно молодой мастер по мозаике, ученица настоятеля Регина Дербенева. Она уже заканчивает пятое панно для нашего дацана.

Так, во время второй Декады буддийской культуры, которая прошла в июне этого года, были освящены панно Авалокитешвары и Будды Медицины. Вторая декада и была посвящена Будде Медицины, прошел «круглый стол» с участием практикующих врачей тибетской медицины, лам-целителей, а также прошла выставка «Феномен Хамбо Ламы Итигэлова.

Уже одинннадцать лет в Санкт-Петербурге в рамках декады проводится Сурхарбан, а также отмечается Сагаалган и другие национальные праздники. Ассоциация молодежи Бурятии в Санкт-Петербурге «Сагаан дали» в прошлом году впервые провела турнир по национальной вольной борьбе, в котором приняли участие борцы из Бурятии, Калмыкии, Тывы, Якутии, Хакасии. В этом году он пройдет 30 октября, и география участников будет значительно расширена.

Конечно, у петербургского дацана есть и проблемы. К примеру, на территории, которая принадлежит дацану, находится жилой дом, в котором раньше было общежитие для лам, но ни это здание, ни земля фактически уже не в собственности монастыря.

– Сейчас мы занимаем очень небольшую площадь, поэтому хотелось бы, чтобы исторически принадлежащая нам земля к нам вернулась. Закон о возвращении земель религиозным учреждениям уже рассматривается Госдумой, – сказал настоятель Буда Бальжиевич. – И, конечно, порой нам не хватает финансирования на реставрацию: в плохом состоянии крыша, световой фонарь в дугане. Но мы не стоим на месте, собственными силами и на пожертвования наших прихожан делаем ремонт, наш храм становится все красивее.

Пожалуй, 95 лет – это только начало жизни дацана «Гунзэчойнэй». Ведь это не просто храм, это – величественный исторический памятник, привлекающий внимание к буддийской культуры людей из разных городов страны и мира, несущий мир и доброту.

Кол-во просмотров: 1572

Поделиться новостью:


Поделиться: