Дарима Линховоин: хочу, чтобы в наш город вернулась слава «Милан -Удэ»

Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Дарима Линховоин: хочу, чтобы в наш город вернулась слава «Милан -Удэ»
Фото Татьяна Никитина

В Бурятии стартовал фестиваль оперы, приуроченный к 100-летию величайшего бурятского певца Лхасарана Линховоина. Почтить память мастера в столицу республики приехали лучшие голоса российской и бурятской оперной сцены. Мы встретились с Даримой Линховоин, художественным руководителем оперы Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова, чтобы поговорить о главном.

 - Дарима Лхасарановна, поздравляю с большим праздником, со 100-летним юбилеем великого Линховоина, фактически совпавшим со 100-летием республики. Ваша мама, Вера Лыгденова, выезжала на фронт в составе концертных бригад, отец стал символом культурного расцвета Бурятии. Нет ли у вас ощущения, что время каким –то образом возвращается на круги своя? Концертные бригады вновь ездят на фронт, на самом высоком уровне заговорили о патриотизме. Нынешний оперный фестиваль открыл спектакль «Князь Игорь», что тоже символично.

 - Действительно, совсем молодые артисты Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра, в числе которых была и моя мама, выступали перед бойцами на восточном и западном фронтах, давали номера прямо на борту грузовика. Когда начинался обстрел, они убегали в землянку, а потом концерт продолжался. Запомнился рассказ мамы, как на Белорусском фронте командующий армией Константин Рокоссовский накрыл для бурятских артистов шикарный стол, встречал их как дорогих гостей.

 Перед самой войной наша республика первая из всех автономных республик СССР удостоилась чести показать свое искусство в Москве, туда поехали лучшие из лучших. По итогам декады, которой Иосиф Сталин дал высокую оценку, Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр был награжден орденом Ленина, а его художественному руководителю Гомбо Цыдынжапову присвоено звание народного артиста СССР. Было принято решение о строительстве в Бурятии собственного оперного театра.  

 - Тогда партия поручила Гомбо Цыдынжаповичу Цыдынжапову создать театр, и он его создал. Отбирал таланты, направлял их учиться в лучшие вузы страны. Благодаря ему в том числе появилась такая личность, как Линховоин. Кто в Бурятии занимается этим сегодня?

 - Была сформирована плеяда очень ярких певцов, музыкантов, композиторов, многие годы олицетворявших собой бурятское искусство. Тогда было время всеобщего подъема, вспомните, в Бурятии создавались заводы всесоюзного значения, большими темпами шло жилищное строительство, развивалось высокое искусство.

 Выяснилось, что буряты оказались невероятно певучи, с красивыми природными тембральными голосами. В той когорте талантов Лхасаран Линховоин был самый юный. Когда уже после войны он на сцене филиала Большого театра пел партию половецкого хана Кончака в «Князе Игоре», который поставил совершенно потрясающий режиссер Алексей Киреев. Папа впервые пел эту партию и пел так, что Никита Хрущев пришел в восторг. После спектакля он распорядился наградить Линховоина высоким званием народного артиста СССР, хотя артисту тогда было всего 35 лет.

 Собственно после этого начался карьерный взлет Линховоина, всемирные фестивали, заграничные туры, где он выступал наравне с такими звездами СССР, как Майя Плисецкая, Ирина Архипова, потрясающими скрипачами Михаилом Вайманом, Гутниковым, гениальной пианисткой Марией Гринберг. Это были гастроли и внутри страны, и за рубежом. Линховоина не могли не пригласить, он был очень колоритная личность.  

 Что бы он ни пел, он пел так, как никто другой. В 1979-м бурятский оперный театр с огромным успехом выступил на гастролях в Ленинграде. В Кировском (Мариинском) театре спектакли шли десять дней подряд и при полном аншлаге. После состоялась встреча с бурятскими артистами в Ленинградской консерватории, где были Линховоин, Дина Ивановна Кыштымова, тогда главный дирижер Бурятского оперного театра Иосиф Юрьевич Айзикович.

 Слово взял знаменитый профессор режиссерской кафедры Арон Соломонович Бубельников. Он сказал буквально следующее: «Понятно, можно ко многому прицепиться. Это не так, то не так. Если ищешь блох – можно найти, но я все размышлял, в чем секрет бешеного успеха вашего театра. Почему мы выходим из зала буквально потрясенные, в слезах. И понял. Невероятная искренность и вера в то, что они делают на сцене. Невероятная отдача».

 - До сих пор Линховоин считается лучшим исполнителем партии Кончака в «Князе Игоре», как вы это объясните?

 - Здесь сложилось все – и внешние данные, и внутренние. И что бы Линховоин ни исполнял, он делал это неподражаемо. Когда он пел песню «По диким степям Забайкалья», то ты вживую видел эту сцену, встречу с матерью, у него дрожал голос. Ничего похожего я больше никогда не слышала. Продолжая мысль профессора Бубельникова, я бы объяснила эффект Линховоина и тем, что он прожил довольно сложную жизнь, полную потрясений, хотя тогда через испытания прошли многие. Линховоин на самом деле переживал то, о чем пел, и это не могло не сказаться на здоровье. После тех гастролей в Кировском театре папа проживет всего год. Не случайно в этом же возрасте, всего 56 лет ушел из жизни Бадма Милентьевич Балдаков, талантливейший киргизский певец Булат Минжилкиев.   

Ту плеяду бурятских талантов, которых породило само время, можно назвать «буря и натиск». Это было необыкновенно интересное поколение, с очень высокой моральной планкой, которые остро чувствовали ход времени. Они все были из деревень, а деревенская жизнь, рядом с природой, она очень сочная. Там люди быстрее развиваются эмоционально. У родителей была довольно большая квартира, может быть, поэтому у нас постоянно собирались артисты. Рассказывали истории, с азартом обсуждали творческие новинки.

 Папа был депутатом Верховного Совета СССР, к нему постоянно обращались за помощью, приходили домой, писали письма, в том числе из мест лишения свободы. Он многим помогал. Писал обращения, ходил по кабинетам, сидел в приемных. Помню, долго на наш адрес приходили с благодарностью письма от некоего Заславского, которого оклеветали. Папа помог ему выйти на свободу.

 - Гомбо Цыдынжапов, имя которого носит театр, вырастил плеяду звезд в области балета и оперы. Единственное, что не удалось, воспитать собственного дирижера, хотя приезжие маэстро в целом благотворно влияли на развитие театра. А сам Линховоин, который также был худруком оперного театр, думал об учениках. А главное, кто пришел в оперный театр на смену былым звездам сегодня?

 - Надо понимать, что Линховоин очень рано ушел из жизни. Месяцами бывал на гастролях. И при всем этом, конечно, уделял внимание ученикам, которых было немало, Ким Базарсадаев, Саян Раднаев, Владимир Буруев. Здесь, может быть, лучше вести речь о том, что он воспитывал свои примером, отношением к искусству. К примеру, будучи депутатом Верховного Совета СССР, получая немалые по тем временам деньги, он считал, что не должен тратить их на себя. Покупал на эти деньги одежду, обувь, продукты для студентов, которые учились в столице.

 Давным –давно в одном журнале наш театр назвали «Большой театр Сибири». Я очень хочу, чтобы наш театр продолжал греметь как раньше, чтобы он вернул себе народное звание «Милан -Удэ», но для этого нужна политическая воля, нужно сложение множества факторов – исторических, мотивационных. Сегодня талантливые молодые люди, с хорошими голосами не желают связывать свою жизнь со сценой, и это факт.

 Будем откровенны, в отличие от тех времен сегодня государство делает ставку на эстраду. Считается, что опера сложна, трудна для восприятия. Это неправильно. Лично я убеждена, что опера имеет огромное воспитательное и потому благотворное значение. В театральном зале в этот момент происходит какая-то невероятная химия. Есть даже такая теория, что если слушать симфоническую музыку постоянно, то можно излечить любые болезни.

  - Что нужно сделать, чтобы вернуть великую страну, «Милан -Удэ», гордость за свои таланты?

 - Своими усилиями много лет я пытаюсь вырастить новых звезд, но одних моих усилий недостаточно. Ведь будучи артистами оперного театра, папа с мамой много ездили по улусам и не просто давали там концерты, но и как педагоги музыкального училища слушали детей. Лучших приглашали учиться. Сейчас этого нет.

 Мне кажется, нужно начать с азиатских международных фестивалей, куда будут приезжать критики, где организуются мастер – классы. К примеру, на наш фестиваль оперы приедет Сергей Скороходов, которого я обязательно попрошу дать мастер – класс для наших певцов. 

 Пользуясь случаем, приглашаю всех жителей Бурятии, гостей столицы на этот совершенно удивительный фестиваль оперы, который проходит в эти дни при поддержке Министерства культуры Бурятии и министра Соелмы Баяртуевны Дагаевой. Фестиваль откроет спектакль «Князь Игорь» А.П. Бородина 25 марта (12+). Далее мы ждем вас на опере Джузеппе Верди «Аида» 27 марта и «Риголетто» 29 марта (16+). Завершающим событием фестиваля 30 марта станет гала-концерт с участием звезд оперы (6+). 

 В концерте примут участие звезды оперной сцены: Заслуженный артист Республики Бурятия, Заслуженный артист Монголии, солист Мариинского театра Ариунбаатар Ганбаатар, Заслуженный артист Республики Бурятия Михаил Пирогов, Заслуженный артист Республики Башкортостан Сергей Скороходов, Лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра Аюна Базаргуруева и другие замечательные певцы.

 

 

 

 

Кол-во просмотров: 2887

Поделиться новостью:


Поделиться: