Прекрасный, быстрый, верный, умный, храбрый… Он воспет в песнях и легендах. Благодаря ему человечество открывало новые горизонты и возможности. С самых древних времен он был рядом с человеком и в дни битвы, и в дни трудов. И предстоящий 2014 год пройдет под его знаком – Синего Деревянного Коня.
Монгол без коня, что птица без крыльев
Верный конь для кочевника – величайшая драгоценность. Наверное, ни один народ в мире не сложил столько песен о своем четвероногом друге, как монголы. Проводя смычком по струнам моринхура, степняк слагает целые гимны коню. Конь – традиционный подарок мальчикам на третий день рождения. Монголы почти никогда не забивают лошадей для питания, если они не находятся в состоянии крайнего голода или нет другого скота, например, овец. У каждого члена традиционной семьи есть свой конь; некоторые члены семьи ограждают своих любимых лошадей от больших нагрузок.
Монгольский тип лошади, по свидетельству китайцев, приручен был 6000 лет тому назад и главным образом разводился, с нашествием монголов в IV веке распространился также по степям юга России и Венгрии. По сухости сложения и росту монгольская лошадь приближается к восточной, но особое устройство черепа, отсутствие на задних конечностях каштанов заставляют выделить ее в особую группу. К лошадям монгольского типа, живущим в табунах и у кочевых народов, относятся бурятская, киргизская, калмыцкая, башкирская, донская, амурская, кашгарская, карабаирская.
В те далекие времена монгольские кочевники содержали более 2 млн лошадей. В Монголии они круглый год находятся на пастбищах в поисках пищи. Из кобыльего молока изготавливают национальный напиток айрак. Монгольские лошади – самые ездовые, их используют в скачках. По внешнему виду они отличаются от других лошадей: у них короткие ноги, устойчивые копыта, большая голова, коренастое сложение, длинный хвост и грива.
Монгольская лошадь была основным «оружием», что позволило монголам завоевать полмира в XIII веке и создать Монгольскую империю. Именно на этих коренастых неприхотливых и выносливых конях армии Чингисхана покрыли огромные расстояния от моря до моря. Существует легенда о том, как, достигнув Адриатического моря, Бату-хан первым дал попробовать соленой воды из «последнего моря» своему скакуну. В годы Великой Отечественной войны эшелоны с монгольскими лошадьми отправлялись на Западный фронт, они очень ценились в кавалерии.
Морин хуур - душа степи
Существует история о воине-степняке, потерявшем своего боевого друга на поле брани. Ночью, рискуя своей жизнью, он прокрался на поле сражения и нашел бездыханное тело своего хозяина. Он обнял его за шею и слезы потекли на гриву скакуна. «Не горюй так обо мне – умереть в бою это честь для меня, я вернулся к своему богу войны Сульдэ. А чтобы ты вспоминал меня, сделай хур из моих волос и костей. И когда ты будешь проводить смычком по нему, я буду рядом, и мы снова помчимся по степной траве навстречу солнцу и ветру». С тех пор завораживающая мелодия моринхура – смычкового музыкального национального инструмента – это песня, слившая в одно души кочевника и его скакуна.
Верхом в цивилизацию
Самые первые данные о лошади мы находим в священной книге древних иранцев (современных персов) – «Зендавеста». Из нее мы узнаем, что уже у этого народа имелись прирученные лошади. Уже за 10 с лишним тысяч лет до потопа (9252 г. до Р. X.) лошади были домашними животными. Если даже усомниться в безусловной точности этих данных, они все же говорят в пользу того предположения, что еще задолго до потопа лошадь служила человеку. Так или иначе, но около 4000 лет до Р. X., когда последовало вторжение в Индию, там уже имелась прирученная лошадь.
Китайцы уже тогда владели лошадью, как это доказывается их старинными иероглифами. В III тыс. до Р. X. можно проследить существование лошади в Египте. Блестящим было коневодство в Греции и Македонии. Олимпийские игры ясно указывают, как высоко ценили древние греки хорошую лошадь, и греческая мифология вполне подтверждает древность местного коневодства.
Древнегерманскую лошадь мы впервые узнаем во времена Цезаря, который, прикладывая их, быть может, к масштабу облагороженных римских лошадей, был о них невысокого мнения. В общем, германская лошадь походила на лошадь гуннов; она имела, стало быть, большую, тяжелую голову, широкие скулы, небольшие ноздри, длинную гриву, горбатую спину и впалые бока. Несомненно, что эта же лошадь водилась на Дунае и жила еще во времена свайных построек, что совершенно подтверждается произведенными раскопками.
Насколько возможно обозреть историю лошади, почти всюду встречалась малорослая лошадка, лишь местами улучшенная путем скрещивания. От всех этих персидских, египетских, скифских и арабских лошадей, пони с греческих островов и лошадей времен свайных построек ведет свое начало большинство современных нам пород.
Лошадь - главное богатство
Основой бурятского хозяйства было скотоводство. Буряты разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и верблюдов. Богатство составляли не стада рогатого скота, а табуны лошадей. В силу этого хозяйство бурят развивалось в сторону перерастания в табунное скотоводство, в составе которого конские табуны преобладали над стадами рогатого скота.
Археологические раскопки Манхайского городища позволили обнаружить ритуальное захоронение костей коня. Также были обнаружены более 20-ти каменных плит с изображением лошадей и всадников. Лошади часто украшены султанами и подшейными кистями. На шеях видны острые зубцы подстриженной гривы. Лошади иногда одеты в специальную броню, которая, как и броня на фигурках всадников, отличается поперечными линиями.
Одна из ведущих ролей в героическом эпосе бурят «Гэсэр» принадлежит богатырскому коню, боевому товарищу героя, его верному другу, помощнику во всех боевых походах. Конь наделен даром человеческой речи, а кроме этог,о еще и большим умом, превосходящим иногда ум хозяина.
Богатырский конь обозначается термином «хулэк», собственного имени он не имеет. Кони называются главным образом по их масти: светлый, темный, золотистый и так далее.
Масти коней по существу становятся именами. Бурятский язык богат словами, обозначающими возраст, масть коней. Например, «унаган» - жеребенок, «дааган» - двухлетний жеребенок, «гунан» - трехлетний конь, «донон» - четырехлетний; или «хэер» - гнедой, «шарга» - соловый, «хурэн» - бурый, «хара» - вороной, «боро» - серый, «cooxoр» - пестрый.