Далай-лама: "Страдание может быть скрытым благословением — преодолевая его, мы растем духовно"

С 17 по 19 декабря в Дели проходила VI ежегодная встреча-учение Далай-ламы XIV с паломниками из российских буддийский регионов, Москвы и Санкт-Петербурга.
Общество |

С 17 по 19 декабря в Дели проходила VI ежегодная встреча-учение Далай-ламы XIV с паломниками из российских буддийских регионов, Москвы и Санкт-Петербурга. Такие учения для россиян духовный лидер буддистов проводит с 2009 года.

Вначале они проходили в Дхарамсале на севере Индии, где находится резиденция буддийского лидера, а с 2012 года перенесены в Дели, куда проще добраться слушателям из российских регионов.

В этот раз послушать учителя в Индию приехали полторы тысячи паломников. Организаторы учений - Буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва).

Учения в этом году были посвящены нескольким темам. Кроме того, Далай-лама отвечает на таких встречах на различные вопросы присутствующих, пишет РИА "Новости".

Духовный лидер буддистов во время встречи-учения. РИА Новости. Ольга Липич

О скорейшем прекращении войн

Далай-лама XIV призвал для скорейшего прекращения войн и конфликтов в мире активнее развивать взаимопонимание и сотрудничество между духовенством и мирянами разных религий, а также неверующими людьми, которые, по его словам, должны придерживаться общепринятой светской этики.

"Крупнейшие мировые религии обращаются к развитию любви и сострадания как к главному способу сделать человека счастливым и наполнить его жизнь глубоким смыслом. И взаимодействие между религиями должно способствовать установлению мира в разных регионах планеты", — сказал Далай-лама.

По его словам, конфликты на религиозной почве — это "что-то в корне неправильное", потому что религии призывают людей не к противостоянию, а к согласию. Он с сожалением отметил, что такие конфликты наблюдаются в Ираке, Бирме, Северной Ирландии. В качестве примера гармоничного сосуществования последователей разных вероисповеданий и людей неверующих он привел Индию. Буддийский лидер также подчеркнул важность Российского государства в современном мире и призвал последователей разных мировоззрений уважать друг друга и опираться на идеал сострадания.

"Если вы искренне верите, развиваете в себе в любовь и сострадание, вы не станете использовать религию, чтобы создавать проблемы для других людей. Как искренне верующие в Бога-Творца последователи теистических религий могут убивать друг друга, если признают друг друга созданными Богом? Если человек искренне верит, то должен следовать Божественному милосердию. Буддизм и другие нетеистические (не признающие существование Творца) религии говорят: так как человек социальное существо, наше счастье зависит от других. Если мы несем благо другим существам, мы счастливы, а если вредим — в итоге страдаем сами", — отметил буддийский лидер.

На эту же логику, по его словам опирается светская этика, распространяющаяся на все 7 миллиардов жителей земли, верующих и атеистов.

На вопрос о причинах многообразия религиозных и философских воззрений далай-лама ответил, что оно возникает "в силу многообразия наклонностей и способностей людей", рождающихся и живущих в разных географических, социальных и прочих условиях.

"Очень важно сегодня, чтобы религии пришли к взаимопониманию и взаимоуважению. А для этого их последователи должны больше узнавать друг о друге, акцентируя внимание на том, что их объединяет", — призвал Далай-лама. Для этого, по его мнению, необходимы встречи на академическом уровне между богословами различных традиций, диалог между людьми, посвятившими себя серьезной религиозной практике, саммиты лидеров мировых религий, совместные паломничества к святым местам.

Российские паломники на учениях Далай-ламы в Дели. РИА Новости. Ольга Липич

"Страдание может быть скрытым благословением"

Далай-лама XIV призвал объявить битву отрицательным эмоциям, развивать терпение и скромность и заявил, что при должном отношении даже сильное страдание может стать благословением.

"Страдание может быть скрытым благословением — преодолевая его, мы растем духовно. Испытывать страдания, в том числе гнев и привязанность, нас заставляют омрачения ума. Мы должны постараться объявить битву своим отрицательным эмоциям ", — рассказал Далай-лама.

Терпение как противоядие

Особое внимание всемирно известный духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, уделил пониманию терпения как "противоядия от гнева". По его словам, ментальные страдания (как и ментальные удовольствия) сильнее физических.

"Страдания тела в принципе можно вытерпеть. А страдания в уме являются порождениями наших клеш (омрачений), цепляний за мнимое "я" и мнимое постоянство. Если кто-то говорит о вас дурно, не надо гневаться на него, потому что если он говорит это со зла или по глупости, то сам является объектом для сострадания", — отметил Далай-лама.

Он предостерег не только от гнева, но и от эгоистического стремления присваивать себе все и всех, говоря "мой", и от "ребячества" погони за славой, порождающей гордыню, и от зависти, даже по отношению к "врагу". "Нужно радоваться тому, что другие существа развивают в себе какие-то достоинства, радоваться всем устремлениям к добру", — сказал буддийский лидер.

Враги как учителя

Вслед Шантидеве он призвал проявлять "благородное свойство терпения" во всех случаях жизни. В силу нашего терпения "враг", который должен был бы принести нам вред, приносит нам пользу… Когда нас унижают, мы становимся более скромными и улучшаем свою участь. Поэтому те, кто обижает нас, — наши учителя. Самая важная из практик- развитие терпения", — считает Далай-лама.

Он отметил с юмором, что такими учителями могут быть даже комары, которым можно дать попить крови и от которых не стоит ждать благодарности, в отличие от собак или кошек. "Видимо, способность испытывать благодарность зависит от величины мозга. В Оксфордском университете я задал такой вопрос профессорам, но пока мне никто не смог ответить", — добавил духовный наставник.

"Мы должны любить других, быть скромными, почтительными. Встречаясь с людьми, я никогда не думаю: "Я — Далай-лама!" Я — такой же, как вы, и это объединяет! А если человек говорит: "Я — Далай-лама", или "Я — миллионер", или "Я — профессор и очень много знаю", — это нас разъединяет. А человек- социальное существо. В человеческом сообществе очень важны любовь и взаимоуважение", — убежден духовный лидер.

Альтруизм – приводит к освобождению от страданий

Далай-лама XIV призвал проявлять альтруизм и размышлять о пустоте — эти практики, по словам духовного лидера буддистов мира, приводят к освобождению от страданий и просветлению.

"Цепляние за постоянство, самобытие, себялюбие приводят нас к погибели. А постижение пустоты (в буддизме это взаимозависимость всех явлений) в сочетании с заботой о других существах — помогает достичь освобождения, просветления", — сказал Далай-лама на учениях для российских буддистов, которые он проводит на этой недели в Дели.

По его словам, погоня за приятным и стремление к постоянству ведет к страданию. "Медитация о непостоянстве и пустоте сотрясает сами основы цепляния за постоянство и самобытие. Я посвятил этой практике не один десяток лет — и более грубые уровни эмоций перестают во мне проявляться", — отметил буддийский лидер и посоветовал всем побольше размышлять о пустоте.

По его словам, ум "способен осознавать, светоносен", но при этом "лишен самобытия". Далай-лама напомнил слова известной буддистам "Сутры сердца": "Форма есть пустота, пустота есть форма". "Современные научные исследования в области квантовой физики показывают, что нет ничего, что существовало бы независимо и объективно… Наука не черпает знаний в буддизме, но сама приходит к выводам о бессамостности и взаимозависимости всех вещей", — добавил Далай-лама.

По его словам, по неведению люди приписывают вещам истинное существование и из себялюбия испытывают привязанность к ним, а вследствие этого гнев и другие отрицательные эмоции. "Но если мы будем понимать, насколько полезен альтруизм и вреден эгоизм, сможем ослабить хватку нашего "я", развивать способность ценить других превыше себя", — считает духовный наставник.

Избегайте убийства животных, но не впадайте в крайности

Далай-лама XIV призвал по возможности избегать убийства животных, даже в скотоводческих районах, но не впадать в крайности.

"Попытайтесь избегать убийства животных, насколько это возможно. Но впадать в крайности не нужно", — сказал Далай-лама, отвечая на вопрос буддиста из Калмыкии, приехавшего на его учения в Дели.

По его словам, для животноводческих регионов это непростой вопрос. "Жизнь тибетских кочевников в силу сурового климата тоже зависит от продуктов животного происхождения, мяса. Это сообщество верующих людей, но им приходится быть реалистами… В день, когда убивают животное, все читают молитвы, зажигают свечи, это делается с чувством глубокого сожаления", — отметил духовный лидер тибетского буддизма.

Вместе с тем, добавил он, "в Тибете случается, что скотоводы перестают убивать животных, стада распродаются, но при этом исчезает сама основа кочевой жизни".

"В ранние годы и в Индии (куда переселилось много тибетцев) у нас были птицефермы, но потом я выступил с призывом закрыть их, если в них нет крайней необходимости. Сейчас во всех наших тибетских поселениях в Индии нет ни одной птицеводческой фермы. То же самое касается рыбоводческих хозяйств. На общемонастырских кухнях у нас всегда вегетарианская еда", — сообщил Далай-лама.

Кол-во просмотров: 645

Поделиться новостью:


Поделиться: