Продолжение (начало)
Девять человек на трех автомобилях отправились в начале июля из Иркутска в автопробег «По следам кочевых цивилизаций», побывали в Улан-Удэ и Улан-Баторе. Они представляют иркутский клуб семейных путешествий «Байкальское кочевье». Улан-Удэ представляет худрук театра «Ульгэр» Эрдэни Жалцанов.
Казахи в Монголии
15.07-20.07. Аймак Алтай Говь (Монголия) – г. Горно-Алтайск (Республика Алтай, Россия)
Движемся в сторону российско-монгольской границы. Требующий ремонта грузовик сдерживает колонну, идем со скоростью 20 км в час. Степной ландшафт сменяется на горный. Все чаще появляются шумные, стремительные реки и небольшие пресные озера. Останавливаемся на стоянку недалеко от Манхана, у речки. Совсем рядом по всей долине раскинулись древние погребальные сооружения – керексуры (каменные насыпи, окруженные круглой каменной оградой). Эти сооружения относятся к культуре плиточных могил, это I тыс. до н.э. – VI в. н.э. Монголы посоветовали посмотреть петроглифы. На вершине горы на скалах отчетливые рисунки животных, колесниц, людей. В музее г. Ховд сообщили, что петроглифы самые древние в Монголии, их возраст составляет от 15 до 20 тыс. лет.
На территории аймака Кобдо живут в основном казахи. Их предки пришли в середине XIX века с южного склона монгольского Алтая, с рек Бухтарма и Чёрный Иртыш. Жители более закрыты, чем монголы, стараются уклониться от объективов видеокамер. В Ховде, центре Кобдоского аймака, сохранились остатки крепости, где до 1919 года проживали представители династии Цин. Однако известность Ховд приобрел в связи с деятельностью губернатора города Джалама в 1912 году, который был самым влиятельным князем во всей Монголии.
Участники пробега на захоронениях окуневской культурыВ Улгы мы попали на Надам урянхайских монголов. Он собирает урянхайцев, родственных тувинцам, со всех аймаков Монголии. К примеру, мы познакомились с делегацией, которая ехала сюда на автобусе из Эрдэнэта в течение пяти суток. За 50 тугриков посетили местный базар. Сладости, пряности, ковры, табак, кумыс – всё как в средневековье. Женщины в белых платках и разноцветных жилетах, мужчины в тюбетейках и широких шароварах.
19 июля прибыли к российско-монгольской границе. Село Цаган-Нур. Приехали ночью. Разбили рядом с пограничным постом палатки. А наутро перешли границу. Кто-то с радостью воскликнул: «Ура! Наконец-то мы дома, в России!», а кто-то, смахнув слезу, с грустью попрощался с Монголией.
Горно-Алтайск
Утром 20 июля приехали в Горно-Алтайск. На фестиваль народных игр «Эл-Ойын» мы, к сожалению, не успели. Всё пошло вразрез намеченному графику. Учреждения культуры были в отгулах после фестиваля, музей был закрыт, на плато Укока не съездили. Однако унывать никто не собирался. Отнеслись к этому по-философски, решили, что есть повод приехать сюда снова. Впрочем, если духи Алтая решили не открывать свои сакральные тайны о принцессе Укока, то своим гостеприимством Горный Алтай раскрылся во всей своей красе. Мы встретили давних друзей: известного режиссера и музыканта Ногона Шумарова и выходцев из Читинской области Долгорму и Санжи Дамдиновых. В гостях у Дамдиновых мы сидели вокруг костра и слушали алтайские мелодии в исполнении Ногона на древних музыкальных инструментах – комусе, шооре, топшуре. Ногон является основателем проведения национального фестиваля «Эл-Ойын». На протяжении многих лет, с 1988 года, он проводит этот фестиваль. Праздник, кроме алтайцев, собирает гостей из Монголии, Тывы, Хакасии, Казахстана. В этом году приехала делегация из Турции. Спортсмены выступают в девяти национальных видах спорта: борьба, стрельба из лука, конный спорт, гиревой спорт, поднятие камней, игра с тушей козы (конный футбол, правда, вместо мяча используют козью тушу), алтайские шашки, смотр конной упряжи и шорных изделий. Устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выступления артистов-сказителей, конкурс национального костюма.
Затерянные в тайге
22.07-23.07.
На карте прямой дороги от Междуреченска до Абакана нет. Спросили у местных. Посоветовали ехать до поселка Ортон, оттуда в Балыксу и прямиком до Абакана.
– Дорога, правда, там не очень, – сказал нам кто-то из аборигенов, – но с вашими машинами, думаю, справитесь.
Если б знали, куда мы попадем, мы бы, наверное, еще раз подумали, стоит нам ехать по этой дороге или нет. Подъехав к Ортону, расположенному за двумя горными перевалами в 100 км, узнали, что поселок является режимным. На блокпосте нам сказали, что та дорога, по которой мы приехали, покажется нам асфальтом по сравнению с тем, что ожидает нас дальше. В итоге, пройдя необыкновенно сложные участки в дремучей тайге, ночью, мы наткнулись на табличку, на которой красовалась надпись: «Тупик. Дороги нет». Переночевали у этой таблички. Рано утром к нашему палаточному лагерю вдруг подъехал «уазик». Его водитель помог нам выбраться на федеральную трассу.
Хакасия
24.07-25.07.
В путеводителе Хакасия по праву считается «археологической Меккой» Сибири. Цветущие степи с множеством целебных озер и стремительных рек, впадающих в Енисей, сплошь усыпаны тысячами каменных изваяний и курганных могильников и руин древних крепостей.
В Хакасском национальном краеведческом музее научный сотрудник Аграфена Чепашева рассказала нам об истории степей со времен древнего человека, о древнем искусстве, начиная с первых наскальных рисунков и заканчивая каменными изваяниями – менгирами с разнообразными самобытными изображениями. В музее находится множество таких стел и монолитов, достигающих в высоту 4 м. Их возраст колеблется от 2,5 до 3 тыс. лет. На узкой грани стелы в центральной части высекалось лицо девушки или фантастического существа и отходящие от него другие изображения в виде мифических и реалистических животных и сакральных символов. Лицо делилось на три части, означающие миры: верхний мир богов (лоб, глаза), средний мир (нос), подземный мир (рот). Если посмотреть на стелу с одного бока, то она приобретает вид разъяренного зверя, если с другой – беременной женщины, олицетворяющей солярный или солнечный знак. Аграфена Чепашева также рассказала нам о древнем тюркоязычном народе – хакасах, история которого насчитывает тысячелетие. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом.
После музея хакасские друзья Эрдэни Жалцанова – Мотос Черпаков, Мария Кыстоякова и Артем Топоев – повезли нас на экскурсию к месту съезда всех хакасских княжеств – гору Кюнь недалеко от Красноярского водохранилища, а также к историческому памятнику тагарской культуры – Салбыкскому кургану.
Сделав подношения местным духам на вершине горы Кюнь, которая является центром Хакасско-Минусинской котловины, мы взобрались на отвесную скальную стену с узким порожком, на котором может развернуться лишь один человек. На скале еще сохранились древние петроглифы, изображающие людей и животных. К сожалению, молодежь варварски наносит свои имена на рисунки древнего человека.
Хакасский менгирК вечеру мы добрались до Салбыкского кургана в долине царей. Это самый большой курган-захоронение V в. до н.э. скифского времени не только в Хакасии, но и во всей Сибири. Как рассказал историк Артем Топоев, первоначально насыпь в виде пирамиды достигала в высоту 30 м. Ограда кургана сложена из массивных плит песчаника, высота которых достигает двух метров. По углам и стенкам ограды вкопаны 23 стелы, достигающие шести метров. В центре кургана в склепе был захоронен 70-летний царь. Рядом захоронены его молодая жена, видимо, специально умерщвленная, а также рабыни. Считается, что это захоронение царя, которому была подвластна вся территория Хакасско-Минусинской котловины эпохи всадничества и кочевничества, распространившейся на весь степной пояс Евразии в VII-VI вв. до н.э.
По дороге в Красноярск мы заметили археологические раскопки, как оказалось, захоронение окуневской культуры. В расчищенных раскопах хорошо просматривались местоположения каменных погребальных ящиков и оградительных стен. Научный сотрудник Хакасского госуниверситета Тамара Плинта рассказала, что этой экспедицией занимается известный питерский археолог, изучающий окуневскую культуру, Игорь Лазаретов.
Автопробег завершается
26.07.
Возвращаемся домой. Выражаем искреннюю и огромную благодарность всем людям, которые оказали нам помощь в проведении данного путешествия: кто не бросил нас в пустыне, кто помог в дремучей тайге, кто знакомил с историей древних кочевых цивилизаций, кто принимал у себя дома.