Буза как изнанка, или что делать с русским театром в Бурятии

Власти республики ищут свой ответ на беспрецедентную выходку актеров
Культура |
Фото Буза как изнанка, или что делать с русским театром в Бурятии
Фото: Татьяна Никитина

Бурятия вновь впереди планеты всей. На сей раз на почве такого театрального творчества, по сравнению с которым стычка оперных с балетными, ставшая почти десять лет назад гвоздем юмористической передачи «Вечерний Ургант», покажется мелкой шалостью.

Как свидетельствует скупая хроника сайта прокуратуры Бурятии, инцидент произошел 29 марта на спектакле «Изнанка» (18+) в Государственном русском драматическом театре имени Н. А. Бестужева. Во время традиционного поклона на глазах изумленных зрителей 34-летний актер нанес себе травмы, объявив во всеуслышание, что виноваты в этом директор и художественный руководитель театра.

Бузотера доставили в больницу, его жизни ничего не угрожает, но легче от этого никому не стало. Подобного в истории наших театров никогда не было. До такого на сцене в Бурятии, да и в России еще не доходило. Отменена премьера следующего спектакля, который должен был состояться через день. Вся прогрессивная общественность республики и не только пребывает в шоке. На наших глазах произошло нечто такое, что не просто потребовало комментариев всех официальных лиц, но и должной оценки околотеатрального сообщества. Потому что именно с их молчаливого согласия в Русском театре все эти годы и продолжались безобразия, завершившиеся, надеемся, 29 марта своим финальным аккордом.  

Вряд ли для кого будет секретом, что буза в прославленном театре Бурятии началась далеко не вчера. Знатоки театральной изнанки твердят, что старт манифестантам дало скандальное письмо группы актеров, которые в далеком 2015 году решили выразить недовольство работой тогдашнего министра культуры Бурятии Тимура Цыбикова, директора театра Петра Степанова и худрука Анатолия Баскакова. Скандал не просто замяли, но и пошли у «мятежников» на поводу, поставив во главе коллектива Сергея Левицкого, не имевшего ни профессионального, ни откровенно житейского опыта для подобной работы.

Как и следовало ожидать, аппетиты у новоиспеченного режиссера Левицкого и его подвижников росли на глазах. Им так никто и не сумел объяснить, какую они выбрали профессию, ради чего работают в государственном театре на государственные деньги и какое воздействие оказывают на подрастающие души. Очень показательным стал в 2017 году скандал в одной из улан-удэнских школ, где один из старшеклассников, всего лишь раз посмотрев в Русском драмтеатре спектакль «Ричард III», устроил родным педагогам свой маленький манифест.

Время шло, а переговоры, увещевания и прочие лояльности, применяемые к артистам Русского театра, успеха не возымели. К многочисленным сигналам с газетных страниц подключились аудиторы Счетной палаты Бурятии, скрупулезно подсчитавшие, сколько зрителей перестало ходить на спектакли с тех самых пор, как здесь воцарился г-н Левицкий. Удивительно, но спектакли эти продолжали идти даже после того, как Левицкий покинул и стены театра, и республику, и наверное, здесь должно было случиться нечто подобное, чтобы соответствующие инстанции сделали свои выводы.

Главный вывод – на сцене государственного театра в присутствии аплодирующей публики произошел хорошо спланированный постановочный акт. Кто-то заранее объявил, что спектакль «Изнанка» опального режиссера будут играть в последний раз. Кто-то так расставил артистов, вышедших на поклон, что по их позам было видно, что они знают, что произойдет в следующую минуту. Даже то, как вел себя бузотер, благо станция скорой помощи находится в 100 метрах от театра, указывает на замысел и почерк единого «режиссера», наверняка позаботившегося и о том, чтобы видео уже через пару часов разнеслось во все концы интернета и долетело куда следует. 

Этот кто-то наверняка знал, что главы Бурятии Алексея Цыденова в этот момент нет в республике, и обо всем происходящем он, как и многие другие, узнает из этих самых видео. Если Бурятия по - прежнему остается для кого-то лакомым кусочком, если в отношении республики вновь и вновь предпринимаются попытки дестабилизировать ситуацию, тогда то, что произошло 29 марта - одна из них.      

Выйди бузотер на театральную площадь и продекламируй свой мятежный манифест, обратись он в СМИ и излей там боль своей души, это больше походило бы на протест, чем то, что увидели 29 марта пришедшие на спектакль зрители. Что почувствовали они, узнав на следующий день, что никакого увольнения актрисы Полянской, написавшей заявление по собственному желанию, не было. Какие слова должны теперь найти для них органы власти, чтобы убедить жителей Улан-Удэ и гостей столицы, что ничего подобного в храме искусства больше не повторится.  

Говорят, в далеком 1990 году, когда под воздействием демократических веяний в театре назрела похожая буза, тогдашний председатель правительства Бурятии Владимир Саганов подписал указ о реорганизации театра, означавший перевод всего творческого коллектива на особые договоры, при которых половина актеров автоматом прекращает здесь свою работу. Правда до последнего не дошло, все как-то устаканилось само собой, но вариант того управленческого решения был вписан в анналы театральной истории, чтобы, пролежав три десятка лет, вновь обрести свою актуальность.

Театр, где актеры вот таким образом публично попрали самое для них святое – сцену, требует полной перезагрузки, даже если для этого придется на какое-то время повесить на двери замок (известно, что именно этот вариант обсуждался на днях в высоких кабинетах). Потребуется убрать не только тех, кто допустил подобное, кто исполнял и потворствовал, но и следует убрать весь репертуар г-на Левицкого наподобие «Ричарда III», пропитанный всем тем, чему не место в государственном театре.

Кол-во просмотров: 6546

Поделиться новостью:


Поделиться: