На территории Иркутской области и Республики Бурятия завершился основной съемочный процесс полнометражного фильма «Дочь», режиссером которого выступил Батор Доржиев. Мы встретились с режиссером, сценаристом, актером, чтобы поговорить о кино, перспективах выхода отдельных работ на большой экран и выяснить вопрос, кино – это все-таки бизнес или искусство.
– Батор, о чем ваш фильм?
– Фильм снят в жанре триллер, с элементами детектива и мистики. В нем присутствует закрученный сюжет, напряженные сцены, так называемый сапспенс, а также погоня, экшен. В то же время прослеживается и романтическая линия. Хочу упомянуть, что в картине участвовала российская актриса театра и кино Марина Куделинская. Наш коллектив очень ценит ее вклад в нашу работу. Также стоит сказать, что фильм примет участие в российских кинофестивалях. Картина ожидается в прокате осенью этого года.
Фильм «Дочь» затрагивает много актуальных проблем нашего общества. Если быть конкретнее, эта картина о том, как люди попадают в паутину религиозных сект. Своего рода раскрытие причин, по которой люди сами вступают в подобные сообщества. Ведь многие хотят стать частью чего-то большего и значительного, получить признание и обрести счастье.
– А каким образом вы сами вступили в сообщество под названием кино?
– С детства мечтал заниматься кино. Первую любительскую короткометражку в жанре боевика снял в 18 лет и на этом, слава богу, не остановился. К 2013 году на моем счету было около 30 фильмов в различных жанрах. За время участия в этих проектах я приобрел опыт практически во всех профессиях, чтобы лучше понять все аспекты кинематографа. В дальнейшем принимал участие в проектах своих коллег, дабы посмотреть на их «кухню», научиться чему-то новому.
Работал в качестве оператора-постановщика, режиссера монтажа, продюсера, директора фильмов. Как актера вы увидите меня в фильмах «На Байкал. Поехали» (сериал 2012), «Смерти нет», «Головар 2. Струна» и др. В 2015 году пришел к тому, чтобы снять свой первый полнометражный фильм для проката в кинотеатрах. Написал сценарий, организовал съемочную группу, нашел средства и приступил к съемкам. Бюджет был очень ограничен, поэтому пришлось ужаться по срокам. В итоге мы отсняли фильм за четыре съемочных дня, что является рекордом для местного кинематографа. В сентябре 2016 года фильм «Убийца» вышел в прокат по кинотеатрам Улан-Удэ. В 2018 году я принял участие в киноальманахе «Улан-Удэ, я люблю тебя!» в качестве режиссера-сценариста и актера одной из новелл.
– Вы состоите в Союзе кинематографистов Бурятии? Нам нужен такой союз? И есть ли аналогичная организация в Иркутской области?
– Да, я состою в Союзе кинематографистов с момента его создания. Разумеется, такая коалиция необходима для развития нашего кинематографа. Для того чтобы у нас была постоянная связь между профессионалами и новичками. Передача опыта, знаний, навыков крайне необходима для того, чтобы поднять качество наших проектов. Объединившись, мы определенно можем достигнуть большего. Что касается Иркутской области, у них есть филиал Союза кинематографистов Российской Федерации, и их функционал сильно отличается от нашего.
– Довольно часто обсуждается вопрос, почему мы не можем составить конкуренцию казахским и якутским фильмам. Что вы об этом думаете?
– Влияет труднодоступность государственной поддержки. В наших и без того нелегких условиях выполнять завышенные критерии для вхождения в программу финансирования очень трудно. Слишком много условий и требований для нашей провинциальной действительности, а также ограниченность в материально-технической базе.
Во-вторых, присутствует кадровый голод, мало профессионалов. Сложно работать, когда рук не хватает, поэтому часто приходится совмещать несколько функций. Также стоит отметить, что зритель теряет интерес к нашему народному кино. Возможно, причиной тому служит отсутствие жанрового разнообразия.
– Насколько помогает привлечение столичных актеров? Это дорого?
– Для съемочного процесса это отличный допинг. Участие профессионалов в съемочном процессе всегда положительно влияет на рабочую атмосферу. Говоря о стоимости участия опытных киноактеров, необходимо сказать, что все зависит от конкретного человека. Ведь нередко многие из них готовы помочь по хорошему знакомству либо их захватывает сценарий, идея фильма. Настоящему творческому человеку важнее все же вещи, которые выше материальных ценностей.
– Самый удачный, по-вашему, в коммерческом плане бурятский фильм на сегодня? Режиссер?
– Я не исследовал этот вопрос. Но, насколько мне известно, по соотношению затраченных средств и кассовых сборов это серия фильмов «Решала». Что касается режиссера, все же это человек, которого приглашает продюсер, и финансовый успех картины в большей степени зависит от него. Поэтому правильнее будет сказать о самом успешном продюсере. Считаю таковым Евгения Замалиева. Светлая ему память. На мой взгляд, он был самым коммерчески успешным и продуктивным, лидером бурятского кинематографа.
– При каком бюджете фильм в Бурятии может себя окупить, то есть полученные доходы перекроют расходы?
– Я думаю, тут все зависит в первую очередь от идеи самого фильма. Если она будет интересна зрителю, то даже при ограниченном бюджете картина может принести достойную прибыль. Яркий тому пример картина «Сэржэм». Но стоит помнить, что в Бурятии мало кинотеатров, а выйти на федеральный прокат крайне сложно. На сегодня, исходя из своего опыта и опыта коллег, не стоит вкладываться в проект более чем в полмиллиона рублей.
– Должно ли кино получать поддержку из республиканского бюджета? У вас была такая помощь? И как с этим обстоят дела в Иркутской области?
– Конечно! Разумеется, такая поддержка просто необходима. Я подавал заявки на различные питчинги, но, к большому сожалению, ничего ни разу не получил. Насчет Иркутской области сомневаюсь, что им оказывают должную поддержку. Поскольку там кинематограф не настолько развит и фильмов выходит меньше, чем у нас.
– Как думаете, к 9 Мая выйдет фильм «321-я Сибирская»?
– Несомненно, это долгострой, но при этом я не сомневаюсь, что картина выйдет в прокат и будет отличной. Исходя из бесед с Солбоном Лыгденовым и зная его опыт работы с зарубежными продюсерами, более чем уверен, что он найдет способ выдвинуть картину в американский прокат. И, скорее всего, это будут стриминговые сервисы, так как после пандемии за ними будущее.
– «Существует такое понятие «опередить зрителя». Студии тратят на это миллионы, проводят аукционы, кастинги, где гоняются за идеями, сценариями, а уже под эти идеи просят деньги и строят работу. У нас есть желание делать кино, есть первый опыт, но мы пока не поняли, как привлечь зрителя. Когда на рынке много конкурентов, выживает только самое интересное, люди, которые креативно подходят к продвижению. Если таких людей нет, нет такой идеи, тратить деньги нет смысла». Вы с этим выражением согласны? Это про Бурятию?
– К сожалению, это реальность современного кинематографа, и не только в Бурятии. Предвосхитить уже избалованную шедеврами аудиторию крайне сложно. Свежих идей множество, но какая из них зайдет – большой вопрос. И, тем не менее, нельзя останавливаться, нужно искать и пробовать. Не хочется привлекать зрителя дешевыми приемами, вроде жестокости, низости, шутовства, просто ради кассы.
– «К сожалению, у нас существует такая практика, которая получила название «бег ради бега». Люди затевают какой-то проект, снимают дорогой офис, ездят на дорогих машинах, красиво дают интервью, но ничего не делают. Это не только в кино, а везде. Пока мы это не переборем, никакого движения у нас не будет». Как вам это утверждение?
– Действительно, в каждой сфере нашей жизни можно найти людей, которые больше занимаются самопиаром, нежели самой работой, но это часть индустрии. В конце концов, и они что-то выпускают в свет. Хоть и качество таких работ зачастую оставляет желать лучшего, они занимают свою нишу. Но, вставая на их плечи, остальные кинематографисты будут снимать лучше. Это ведь тоже прогресс.
– Нельзя не согласиться!