Бурятские мифы и легенды

«Новая Бурятия» начинает публикацию некоторых глав из издания «Мифы и легенды бурятского народа».
Общество |
Фото Бурятские мифы и легенды

В прошлом году в свет вышла книга «Мифы и легенды бурятского народа», авторами которой выступили Тимур Дугаржапов и Сергей Басаев. «Новая Бурятия» начинает публикацию некоторых глав из этого издания. В этом номере читатель познакомится с введением и первой главой книги.

Божественный мир бурят-монголов 

Мир богов и духов бурят-монголов издревле делился на три части. Были – верхний мир, где жили боги-тэнгрии, средний мир – мир людей и нижний – подземный мир. По своей сути и содержанию этот мир был близок божественным мирам монгольских и тюркских народов. Многие божества одновременно присутствовали в небесных пантеонах бурят, монголов и тюрков. Некоторые боги к тюркам и бурят-монголам пришли от древних индоариев и их потомков – иранцев и индийцев. 

В те древние времена эти миры были параллельными в географическом отношении, соответственно, их можно было посетить и постичь при помощи обычного путешествия. С путешественниками боги переходили от одного народа к другому, завоевывая все больше и больше своих приверженцев.

Значительное влияние на мировоззрение бурят-монголов оказал тибетский буддизм. Буддизм показал, что древний божественный мир бурят-монголов – это один из тех тысяч и даже миллионов миров, которые рождаются, живут и умирают на протяжении бесконечного времени. Тогда как именно буддийские воззрения отражают первооснову небесного и земного существования.

Буддийские божества тоже вошли в божественный мир бурят-монголов, очень сильно изменив его тэнгрианскую основу. Однако, согласно буддийской традиции, древние тэнгрии бурят-монголов тоже являются воплощениями вечных буддийских сущностей. При этом в Монголии и Бурятии буддийское учение само изменилось под влиянием традиционных верований и восприняло в себя очень многое из божественного мира бурят-монголов. Бурятия, так же как Калмыкия и Тува, является буддийским регионом в составе Российской Федерации. 

При этом буддизм в солнечной республике отличается от той религиозной буддийской первоосновы, которая пришла в Северо-Восточную Азию из Тибета и Индии. Эта форма буддизма – ламаизм – впитала в себя очень многое из более ранней религии бурят, которую принято называть шаманизмом, или боо-тэнгризмом. Боо означает служителя традиционных культов, то есть это шаман, который поклоняется богам тэнгриям и другим божественным сущностям. 

В обыденной жизни бурятского народа Будда Шакьямуни фигурировал в фольклорных источниках – эпосах и легендах XVIII - XIX веках как Гурбан Шибэгэни Бурхан, то есть Тройной Бог Шибэгэни. Представление о нем сложилось под влиянием буддизма. Тройственность этого божества как раз и была связана с представлениями буддийской этики о Трех драгоценностях: Будда, дхарма (учение), сангха (община). 

В народном сознании жителей Бурятии до сих пор сосуществуют старинные буддийские божества и еще более древние небесные боги-тэнгрии, воспетые в самом известном бурятском эпосе «Гэсэр». При этом часть шаманистских тэнгриев вошла в буддийский божественный пантеон под другими именами, а другая – большая их часть – воплотилась в героев народных мифов. 

Тэнгрии бурят-монголов являлись отражением грозных сил природы и воплощением различных космических объектов и явлений. Тэнгрии создали вселенную и мир людей. Они вели и продолжают вести борьбу между собой, разделившись по своему происхождению на два больших лагеря – 55 западных тэнгриев (произошли от солнца) и 44 восточных тэнгрия (произошли от луны). Небесные западные и восточные боги соперничали из-за Серединного царства, которое находилось между территориями этих небожителей в верхнем небесном мире.

Кроме того, они боролись за влияние на людей, живущих в среднем мире, а также обращали пристальное внимание на отношения между людьми и злыми духами – обитателями нижнего подземного мира. Тэнгрии, согласно мифам, живут на 99-ти небесах, а их дети и потомки – ханы и нойоны – также располагаются на небесах или перебираются жить на землю. 

Многочисленный пантеон тэнгрианских персонажей иерархически разделен на небесных жителей – тэнгри – и их детей. Их называют хатами (ханами). 

Как и тэнгрии, ханы разделены на западных (белых) и восточных (черных или холодных). Владыкой западных ханов является Хан Шаргай Нойон, восточных – Эрлик-хан. Фигура Эрлика вызывала у людей наибольший страх и почтение, так как это хозяин подземного царства, который мог забирать человеческие души.

Буддийские божества, которые в Бурятии пришли на смену тэнгриям, сохраняют и защищают учение Будды. Однако надо отметить, что сам Будда никогда не отвергал богов других религий и никому не запрещал им молиться. Он пояснял, что поклонение богам действительно может принести временное облегчение. Но это никак не вырвет человека из бесконечной цепи страданий и не приведет к конечной цели – спасению, то есть просветлению и нирване.

Сотворение мира

Как у всех народов мира, у бурят есть древние мифы о создании мира. Как пели улигершины, исполнявшие в старину стихи древнего народного бурятского эпоса «Гэсэр», происходило это «ранее раннего, прежде прежнего, в изначально-далекие, древние времена, когда высокое небо было покрыто туманной дымкой…». 

Когда огромный мир, еще не разделенный на небо и землю, был покрыт водой, и когда не существовало ещё десяти тысяч небесных божеств-тэнгриев, появилась Старшая богиня-мать – Эхэ Ехэ Бурхан. Родилась она единственной богиней в то время, когда не было солнца и было темно; когда не было луны и было сумрачно. Не было звезд и не было воздуха, не было в огромном мире даже лучей света. 

Богиня-мать была преисполнена силы и мощи. И было ей скучно и грустно одной в этом кромешном мраке беспредельного мира. Одиночество тяготило её, и решила Эхэ Ехэ Бурхан сотворить для этой бесконечной ночи начало и конец. Разделила она пространство и время. И сотворила свет и отделила его от тьмы. И стало это творение началом бесконечного времени. 

Так положила великая богиня Эхэ Ехэ Бурхан начало мирозданию, когда приступила к сотворению мира. Затем отделила она землю от неба. И когда это произошло, возникла искра, породившая огонь. А в просвете, который образовался между небом и землей, появился маленький холм. Он быстро рос и скоро превратился в землю. Выглядела тогда земля сначала как огромный прямоугольник, углы которого были направлены на юг, север, запад и восток.

В самом центре мироздания, вокруг которого вращалась Вселенная, поместила великая богиня Эхэ Ехэ Бурхан звезду, которую назвали  «Алтан гадас» (в переводе с бурятского языка – Золотой кол). Также эту звезду называли «Алтан сэргэ», что в переводе с бурятского означает «Золотая коновязь». Люди верили, что боги-тэнгрии, собираясь на свои сугланы (собрания) в самом центре мироздания, привязывали своих небесных коней к этой неподвижной коновязи. Эта звезда известна всем народам как Полярная звезда. 

Эхэ Ехэ Бурхан сотворила чудесную птицу Анхата Шубуун – утку, а в море пустила гигантскую рыбу Абарга Загахан, которая стала прародителем и царем всех рыб. Люди верили, что в Байкале эта мифическая чудовищная рыба могла своим телом перегородить озеро поперек. У этой рыбы было тринадцать плавников, а также огромная пасть, которой она проглатывала людей, стада животных и даже чудовищ-мангатхаев. Это было земное воплощение Абарга загахан, которую также называли Мажин. 

В небо Эхэ Ехэ Бурхан выпустила гигантского змея Абарга Могой с 27 головами и 33 хвостами. Великий змей Абарга Могой стал прародителем и царем всех змей. Этот великий змей соперничал с царем птиц Хан Хэрдэг Шубуун (птица Гаруди), которому помогали люди. И, в конце концов, Абарга Могой, который вредил людям, был уничтожен Абай Гэсэром.

Кол-во просмотров: 9320

Поделиться новостью:


Поделиться: