В прошлом году от нечего делать выложила «Вконтакте» несколько своих песенок, спетых под гитару, а недавно обнаружила собственную песню на одном из музыкальных сайтов, да еще и в списке имен на букву Н рядом со знаменитой Нани Брегвадзе. Мало того, кто-то мои любительские музпродукты еще и скачивает! На известность, конечно, не претендую, так как песнями на жизнь не зарабатываю. Но, черт возьми, приятно. Не Сьюзан Бойл, конечно, но все же...
Это что же, чтобы стать Звездой Сети совсем не обязательно иметь связи, деньги и продюсера, который возьмется вас раскручивать? С этой задачей может легко справиться интернет, причем задаром. Главное и единственное условие — талант и умение пользоваться соцсетями. Тем более, что в Бурятии не существует ротации видеоклипов эстрадных звезд.
Тут же на ум пришел прославившийся пять лет назад благодаря интернету Петр Налич, снявший безбюджетный клип на любительскую видеокамеру. Уже через месяц видеролик стал рекордно популярным среди интернет-зрителей и блоггеров, занял 20-е место по количеству просмотров среди российских музыкальных клипов на YouTube. Вот таким нехитрым способом неизвестный никому музыкант смог обрести популярность. А уже упомянутая Сьюзн Бойл... Эта английская бабуля сумела покорить за неделю весь мир. А все потому, что на YouTube ее выступление просмотрели 33 млн раз.
Интересно, а местные звезды используют сеть продвижения ради, впечатляясь вот такими примерами? Есть ли в Бурятии потенциальные Наличи, Джастины Биберы и Леди Гаги? Учитывая то, что на местных телеканалах демонстрация клипов практически исключена, показывать все снятое поистине непосильным трудом остается только в Интернете.
Пожалуй, одним из самых настойчиво-непотопляемых в этом отношении является певец Чингиз Хандажапов. Правда, только в информационном плане. Молодой человек неутомимо отражает в сети каждый значимый (вероятно, по его мнению) момент его жизни, будь то рождение щеночка у любимой собачки или встреча с Анитой Цой. Помогает ли это всегда «быть в тренде», пока не совсем ясно. Меня удивило, что почему-то в YouTube певец как раз не очень активно выкладывает видео. Из визуальных продуктов значится лишь клип на песню «Шаман» с 378 просмотрами.
Возможно, это происходит потому, что снять качественный клип в Бурятии крайне сложно и просто не по карману многим исполнителям, а выкладывать в сеть «абы что» не хочется. Впрочем, несмотря на это, есть у нас видеопродукты весьма недурственные.
На первом месте по визуальному продвижению своего творчества в интернете нынче певица Мэдэгма. Она не только тратит весьма немалые деньги на клипы, но и самолично активно размещает свое творчество на известных видеопорталах типа YouTube. Количество просмотров, а значит, и популярности в результате растет в геометрической прогрессии. Так, к примеру, клип на песню «Адуушанай дуун» набрал около 7 тыс. просмотров. Может быть, в рамках глобального интернета не очень много, но для локальной звезды это вполне приличная цифра. К тому же и продукт, выложенный в сеть, весьма занятный, в стиле ранней Шакиры. Другой клип Мэдэгмы, снятый два года назад в Монголии, под названием Dance with me имеет около 18 тыс. просмотров и много лестных отзывов в отношении внешних данных и очевидной сексапильности исполнительницы. Конечно, надо признать, что в подобных видеопродуктах для мирового музыкального сообщества чего-то нового мало, но зато для местных жителей – целое откровение. К тому же все выпады о том, что клип больше копирует какой-нибудь западный образчик, эксцентричная красавица-певица отметает:
- Что значит не по-восточному?.... Не по-японски, не по-корейски или не по-китайски....Считаю, монгольско-бурятский восток - это совсем другое... Мы кочевники... Рассказывают, что моя прабабушка гоняла, стоя на телеге, из одного села в другое так, что дэгэл развивался по ветру!
Рекордсменом по количеству клипов в сети является Чингис Раднаев. Исходя из датирования видеопродуктов на YouTube, клипы Чингиса появились в интернете одними из первых, соответственно, и количество просмотров творчества Раднаева. Более всего просмотров на данный момент набрал клип на песню «Хоер Зурхэн», где певец поет вместе с Дулмой Сунраповой. Во многих клипах певца чувствуется рука одного мастера, любителя патетики и слезливой лиричности.
Юный Лудуб Очиров также широко представлен на известном видеопортале. Немало просмотров (около 11 тыс.) набрал клип под названием «Папа мой милый». Возможно, популярность этого видеопродукта объясняется тем, что клип некоторое время крутили на одном из местных телеканалов. Трудно сказать, может ли Лудуб претендовать на роль местного Джастина Бибера, но то, что это «мальчик, который поет всей душой», как сказали как-то в феномене Бибера, отрицать трудно.
Странно, но у такой заслуженной команды как «Урагша» нет видеоклипов. По крайней мере, на «YouTube». Есть несколько видео с разных концертов, и их просмотры не выходят за число в 1,5 тыс. Не особо блещет визуальным багажом на топовом видеопортале и Бадма-Ханда. Набирая ее имя в «YouTube», в первый момент была ошарашена: 111 854 просмотра за некое видео. Оказалось, что это почти «одноименное» видео о тест-драйве автомобиля, а реально более всего (около 9 тыс.) просмотров набрал видео Roswell Rudd with Badma and Tuvsho – BLUE MONGOL. Ожидала, что как раз Бадма-Ханда, ставшая известной и за пределами Бурятии, будет более востребована в сети.
Сравнительно широко заявлены в интернете и господа Тогочиевы. Более всего просмотров (12 498) набрал их клип на песню «Узэсхэлэн Бусгуй». Клип в лучших традициях индийского кино и бурятской комедии переодеваний публику веселит. Комментарии под видео соответствующие.
Рекордсменом по просмотрам (55 888) стал Амарху Борхуу. Правда, не с клипом, а с видео, сделанным на Неделе русской культуры в Монголии. На видео Амарху в дуэте с самобытной Мариной Девятовой поет микс-песню бурятско-русского содержания. Думается, цифра 350 как-то сыграла здесь роль.
Собственно, на этом бурятские исполнители во всемирной сети исчерпываются, потому что остальные представлены разово и с минимальным количеством просмотров, что в рамках интернета ничтожно.
Полагала, что бурятский панк-рок коллектив «Аборт мозга», известный за пределами республики, наверняка, блеснет количеством и качеством. Однако оказалось, что на YouTube у группы всего два клипа весьма сомнительного качества и просмотры ограничены 3 тыс. А жаль: Сабрина при желании могла бы дать фору Леди Гаге.