Бурятия—Венгрия: дружба навек

5 августа в братскую Венгрию выехала группа активистов Гуннского союза из Бурятии под руководством Олега Булутова.
Общество |

5 августа в братскую Венгрию выехала группа активистов Гуннского союза из Бурятии под руководством Олега Булутова. Она примет участие в грандиозном фестивале «гуннских» народов, к которым относятся и буряты, и венгры (второе этническое имя страны – Хунгария).

Два тысячелетия тому назад предки этих двух народов, живших на степных просторах Центральной Азии и Забайкалья, жили единой этнической общностью, но некие политические и климатические события «оторвали» часть гуннов от исторической прародины и направили их искать новые, благоприятные места для проживания. До сих пор в Венгрии с ностальгией вспоминают далекие степи Монголии и берега Байкала; многое из прошлых культурных достижений они сохранили в языке, верованиях, архитектуре, этнографии, народном фольклоре. Великий поэт и революционер Венгрии Шандор Петефи когда-то писал из баргузинской ссылки:

Кто такие Буда и Пешта?

То герои далеких времен,

Заселившие Уду и Вешту,

Покорившие много племен.

От подножья монгольских холмов

И крутых берегов Селенги,

Устали, страха не зная,

Шли полки многосочных рядов

До голубого Дуная.

Я много раз бывал в Венгрии, и всякий раз не переставал удивляться, насколько бережно относятся бывшие наши «соотечественники» к истории и традиционной культуре своего народа. Достаточно сказать, что потомки гуннов до сих пор пользуются руническим письмом: изучают древнюю письменность в школах, печатают на ней статьи и книги, рунами пишут дорожные указатели городов и рек; руны присутствуют и на королевской короне Матьямаю.

А у нас, в Центральной Азии и Южной Сибири, руническая письменность относится к числу забытых; её могут читать только некоторые ученые-лингвисты. Тут, кстати сказать, можно коснуться дискуссии о языке, ведущейся в Бурятии особенно активно в последнее время. Не всегда, вероятно, переход к новой письменности или утрата языка означает смену самобытности народа. Венгры, к примеру, перейдя на новый язык (с большим процентом тюркизма и монголизма), не только не исчезли, но, вписавшись в общеевропейскую культуру, получили хороший импульс для своего этнического развития, но оставим эту тему ученым…

В Венгрии есть несколько своеобразных уголков, где гуннский дух ощущается наиболее сильно. Там и народные праздники похожи на наш бурятский сурхарбан с конными скачками, стрельбой из лука, шаманскими обрядами, протяжными «монгольскими» песнями, мифами и преданиями, жертвоприношением баранами, хорошо знакомой нам пищей степных кочевников. Порою забываешь, что находишься за 7 тыс. километров от Бурятии, когда видишь сидящего на коне типичного «азиата», одетого в дэгэл, обутого в сапоги с загнутым носком, в остроконечной шапке на голове. На поясе, как требуют этнографические традиции, у них нож в серебряной оправе, а в кармане – пиала. Прямые потомки гуннов в Венгрии имеют типичные монголоидные лица. И вообще среди массы населения хорошо различаешь, кто из венгров имеет гуннские корни, кто римские, а кто – славянские.

В свое время я ставил вопрос о создании Международной экспедиции по изучению сходства культур бурят-монголов и венгров. На это с готовностью откликнулась общественность Монголии, соответственно и Венгрии, но не встретило понимания в Бурятском научном центре. Правда, кое-какие работы по лингвистике и антропологии начали вести, но это не то, что хотелось, ибо планировались постоянно действующие экспедиции специалистов трех стран, чтобы понять, какие элементы азиатской культуры сохранились у венгров, а какие изменились, и найти причины этому.

С гордостью могу сказать, что наша Бурятия сегодня является в Венгрии самым популярным регионом России. 15 марта 2014 года, когда на праздничном митинге в день Венгерской революции 1848 года на центральной площади Будапешта я передавал привет от братского народа Бурятии, моя речь прерывалась аплодисментами тысяч собравшихся людей. Затем целый месяц прошел в поездках по городам и селам исторической Венгрии (а это части Словакии, Румынии, Хорватии и Сербии), в каждодневных встречах с людьми, выступлениях по радио и телевидению. Все хотели видеть представителя их предков из глубин далекой Азии.

Полагаю, что давно пришла пора учредить у нас Общество бурятско-венгерской дружбы, так как поток венгров в Бурятию возрастает, и им хотелось бы видеть над каким-нибудь зданием национальный флаг Венгрии. А пока наши «братья» приезжают частным порядком и самостоятельно добираются до Баргузина.

Почему Баргузина? Люди старшего поколения помнят, что 20 лет тому назад Международная антропологическая экспедиция обнаружила на старом кладбище захоронение великого сына Венгрии, венгерского «Пушкина» и одновременно вождя Венгерской революции Шандора Петефи. Это была большая сенсация, в которую не все поверили. Особенно венгерские политики и ученые. «Не может этого быть!» – говорили мне в Академии наук Венгрии и ЦК ВСРП. Даже прибегли к научной фальсификации, объявив останки… женскими. Но миновали многие годы непризнания удивительной находки. Недавно Всемирной совет венгров получил антропологическую экспертизу черепа из Института криминалистики Чешской полиции, которая путем новейших методик реконструкции лица по черепу получила хорошо известный портрет Шандора Петефи.

Добавлю к этому и не менее значимые находки коллег из общества «Мегаморв-Петефи», в их числе секретный протокол австрийского правительства о депортации руководителей Венгерской революции в Сибирь, неизвестная поэма самого Петефи о своей жизни и пребывании у берегов Байкала, живые потомки Петефи от баргузинской жены Анны Кузнецовой и многие другие. Кстати, антропологическая реконструкция совпала с той, что сделала и криминологическая лаборатория Пентагона. Ее отправили в 2010 году вместе с копией черепа Петефи в адрес Министерства культуры Бурятии с просьбой переслать школьному музею Баргузина, где действует общество «Петефи». Посылку из Будапешта отправили в Баргузин, но местные власти почему-то распорядились тайно похоронить ее вместе с ценными бумагами и письмом министру в … бывшей могиле Петефи. К счастью, мы нашли посылку и сумели реставрировать отсыревшие в земле документы. Кто пытался скрыть правду о великом сыне Венгрии у нас?

Но и это не все. Из Венгрии я привез благодарственное письмо от президента Всемирного совета венгров главе Бурятии за действенную помощь республики в работе международной антропологической экспедиции 1989 года и передал помощнику В.В. Наговицына с кучей сувениров. В ответ – тишина. Второе письмо вручил председателю Бурятского научного центра СО РАН Борису Базарову. Поначалу он выразил готовность сотрудничать с Венгрией, но вскоре почему-то охладел к предложению венгерской стороны. Свои путевые очерки я передал также в редакцию газеты «Правда Бурятии», но идет уже третий месяц, а публикация так и не появляется.

Как-то нехорошо получается: венгры к нам всей душой, а в Бурятии реакции никакой. И только визит группы «Гуннского союза» в Венгрию немного сгладить нашу бестактность по отношению к зарубежным друзьям и этническим родственникам. Будем ждать от Олега Булутова хороших вестей о его поездке в Европу.

Кол-во просмотров: 844

Поделиться новостью:


Поделиться: