Бурятия подводит итоги уникального Байкальского балетного фестиваля

Какое будущее прочат эксперты высокому искусству в лучах прибрежного заката
Культура |
эксклюзив
ЭКСКЛЮЗИВ
Фото Бурятия подводит итоги уникального Байкальского балетного фестиваля
Фото: Юлия Чухломина

За непримечательной внешне вывеской Байкальского танцевального фестиваля многие увидели «фишку», способную обеспечить региону так называемую «точку входа», она же инвестиции, известность и все, под чем мы сегодня понимаем глобальное развитие.

Наверное, задумку привезти классический балет на байкальское побережье в прямом смысле можно сравнить с тем, как однажды руководство молодой советской страны приняло решение построить в Бурят-Монгольской АССР собственный театр оперы и балета. Даже научить потомков кочевников петь классические арии выглядело не так смело и дерзко, как поставить их на пуанты, но именно это сразу же определило место республики в одном ряду с культурными столицами России.

В год 100-летия Бурятии уместно будет вспомнить, что идею построить в Сибири изумительный по красоте театр-дворец не изменила даже Великая Отечественная война и все те сложности, которые пришлось пережить стране после. Театр оперы и балета не просто был построен уже через 7 лет после Великой Победы, но и возник рядом с правительственными зданиями главной площади Улан-Удэ, словно символ торжества высокого искусства над перипетиями бытия. Необходимо было построить не только театр, а сразу два профессиональных учебных заведения к нему – хореографическое и музыкальное училища, и не просто построить, а наполнить соответствующими кадрами, вдохнуть жизнь в учебные стены, заложить традиции. 

Наверняка, впервые оказавшись в том театре, наши дедушки и бабушки чувствовали примерно то же, что и 12 августа зрители Байкальского танцевального фестиваля. Для них знакомое с детства побережье в одночасье превратилось в сказку. Гирлянды фонариков по всему периметру площадки, гуляющие в белых штанах по деревянным помостам-подиумам гости, держащие в руках огромные фужеры красного вина. Никогда прежде не было здесь ресторана под открытым небом, зеркальных указателей, ведущих к самой кромке воды, и уже тем более сцены, на которой происходило необыкновенное. 

Надо было наблюдать выражение лиц зрителей, когда на фоне чаек и купающихся под звуки волн и знаменитой на весь мир музыки на эту сцену выпорхнули белые лебеди, почти невесомые в лучах заходящего солнца. От того ли, что фигуры лебедей оказались в лучах настоящего заката, меняющегося каждую секунду, от того ли, что «амфитеатр» природного зала позволял видеть сцену как на ладони, но лица артистов, их одежда и движения воспринимались совершенно иначе, нежели в театре. Они были близкими и понятными, состоящими из плоти и крови, одновременно прекрасными, как сказочные герои, и испытывающими такие же земные страдания, что и обычные люди.

Если организаторы балета на Байкале ставили цель соединить в этой точке планеты то, что соединить ранее представлялось невозможным, то это им удалось. Наверное, нечто подобное испытал в начале 60-х годов правитель Ирана Шахиншах Моххамед Реза Пехлеви, увидев на гастролях Бурятского театра оперы и балета в Тегеране знаменитый персидский танец в исполнении Ларисы Сахьяновой. Пораженный пластикой и изяществом балерины из далекой Бурятии, Шахиншах преподнес ей дорогие подарки. Перстень, богатый ковер и копию знаменитой картины «Кающаяся Мария Магдалина в гроте», скрывающей за известным библейским сюжетом такие смыслы, которые остаются актуальными и по сей день.

Доподлинно не известно, кто именно в этот день прилетел на собственном вертолете посмотреть балет на Байкале, а заодно окрестности священного озера, но одна такая высокая персона в Бурятии была. Создатели фестиваля под эгидой Министерства культуры Бурятии во главе с Соелмой Дагаевой с полным правом могут гордиться также тем, что сумели организовать площадку для 120 VIP-гостей из тысячи прибывших, и в целом все остались довольны увиденным. В какой-то степени все это походило на рискованный эксперимент, где в одной точке должны были сойтись погода и кухня, искусство и наука, природа и современная инфраструктура.

Приобщить собравшихся на побережье к высокому искусству прибыли как выпускник хореографического колледжа, ныне солист Мариинского театра оперы и балета Трофим Маланов, так и приглашенные звезды, как ведущая солистка Астраханского государственного театра оперы и балета Камила Исмагилова, просто блестяще выступившая на гала-концерте. Украсил фестиваль на Байкале своим программным номером известный российский хореограф, педагог, продюсер Александр Могилёв. Отдельно отметим, чтобы рассказать о балете на Байкале, в Бурятию прибыл известный музыкальный критик, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский.

Можно только представить, через что пришлось пройти на пути к своей мечте идейному вдохновителю действа, продюсеру Павлу Окуневу, начинавшему шесть лет назад Байкальский танцевальный фестиваль на свои собственные средства с четырьмя выпускниками хореографического колледжа. Как непросто было все эти годы поддерживать проект самому театру, убедившему, в конце концов, правительство Бурятии, министерство культуры республики, администрацию Прибайкальского района в перспективности идеи.

– Второй год подряд нас поддерживает основанный Олегом Дерипаской российский энергохолдинг ЭН+. Компания более 20 лет ведет комплексные программы по сохранению и защите экосистемы озера. В этом году партнером проекта выступила компания «АМАР», на чьей территории в особой экономической зоне «Пески» собственно и был проведён балет на Байкале. Когда большой бизнес начинает вкладываться в искусство, это позволяет организовать масштабные мероприятия на самом высоком уровне, – рассказал директор Бурятского театра оперы и балета Дмитрий Дылыков.

В самом деле, чтобы построить площадку там, где до этого не было ровным счетом ничего, необходимо было завезти сюда абсолютно все: стройматериалы, звуковое оборудование, мебель, причем не только из Иркутска, но и из Красноярска, Москвы.  С целью сохранения экологического равновесия была снижена транспортная нагрузка на прибрежную территорию. Не сотни автомобилей, а большие автобусы доставляли гостей из Улан-Удэ. В период проведения работ организаторы аккуратно обходили деревья, сохраняли природный растительный ковер, максимально отодвинулись от береговой линии. Все это было направлено на сохранение первозданного вида площадки. Такое разумное освоение территории «Пески» – приоритет в деятельности компании.

АМАР в соавторстве с Даши Намдаковым, также выступившим на фестивале в качестве почетного гостя, уже приступил к созданию на этом месте современной рекреационной территории, где каждый элемент призван рассказывать про окружающий мир через призму Байкала. 

– В мире много похожих проектов, в которых принимают участие артисты балета. В Пуссане я танцевал на такой же сцене, установленной практически в море. Есть подобные фестивали в Южной Корее, Китае, Бразилии, где для создания особого эффекта воду подсвечивают. Но балет на Байкале – это прежде всего возможность показать миру нашу школу, искусство, нашу республику. С каждым годом Байкальский танцевальный фестиваль масштабируется. Порядка 10 выпускников колледжа нашли возможность приехать в эти дни на фестиваль, 38 артистов Бурятского театра оперы и балета приняли участие в проекте «балет на Байкале». Мы мечтаем сделать наш фестиваль международным, мечтаем о прекрасном будущем, верим, что высокое искусство способно изменить мир даже тогда, когда изменить его не в силах уже больше ничего, – рассказал Павел Окунев.

Кол-во просмотров: 1883

Поделиться новостью:


Поделиться: