Бурятия меняет историю Европы

В Улан-Удэ побывали представители института Петефи (Венгрия), делегацию возглавил заместитель президента Всемирного совета венгров Шандор Фукс.
Общество |
Фото Бурятия меняет историю Европы

В редакции «Новой Бурятии» появились необычные гости – своим внешним видом они привлекают внимание окружающих. Одежды их очень похожи на бурятские, но сшиты из тонких летних тканей, да и мотивы в их рисунках наши, но не совсем. В Улан-Удэ побывали представители института Петефи (Венгрия) – заместитель президента Всемирного совета венгров Шандор Фукс и руководитель гуннской общины «Гуннский топор» Поуч Алфред Ласло.

По местам ссылки венгров 

Цель их поездки – в очередной раз посетить места Петефи в Баргузине, а также побывать в Дарасуне и Аге, где расселялись венгерские каторжно-ссыльные после окончания каторги. Известно, что из 309 каторжан лишь более сотни получили разрешение вернуться в Европу. Остальных после семилетней каторги расселяли на поселение по территории нынешних Бурятии и Забайкальского края. Одно из самых известных поселений находилось в Баргузинском районе. Секретный фонд минобороны России не так давно подтвердил, что участники Венгерской революции находились в Забайкалье, а Шандор Петефи был поселен в Баргузине навечно как самый опасный враг австрийского режима.

Там Шандор Петефи жил под именем по своему отцу-сербу – Александр Петрович (Петефи – это перевод имени на венгерский язык). Умер классик венгерской поэзии за год до амнистии – в мае 1856 года. К сожалению, баргузинский архив полностью сгорел еще в 1935 году вместе с домом декабриста Кюхельбекера. А иркутский архив значительно пострадал от пожара 1875 года. Читинский же архив начал формироваться лишь во второй половине столетия. Тем не менее сегодня существуют рукописи Петефи, которые явно доказывают – поэт не погиб на баррикадах в 1849 году, а был сослан в Сибирь и умер в Баргузине, оставив после себя довольно многочисленное потомство. 

Официальная версия смерти 

Ранее Академия наук Венгрии четко определяла дату смерти поэта-революционера – 31 июля 1849 года. Однако в Румынии было найдено письмо Петефи своему непосредственному начальству – генералу Бему, которое было датировано 3 августа 1849 года. В письме поэт сообщал о своем ранении и обещал в скором времени вернуться в расположение. Однако, видимо, тогда он был взят в русский плен и сослан в Сибирь.

Сегодня официальная наука все больше склоняется к версии представителей института Петефи – поэт умер в Бурятии. Но пока признавать это не торопится – в официальных документах появилась еще одна версия судьбы поэта «пропал без вести». По мнению Шандора Фукса, это говорит о том, что в течение года-двух официально будут признаны результаты шанхайской экспертизы «баргузинского скелета», предполагаемых останков Петефи. А значит, Баргузин, скорей всего, будет объявлен местом захоронения поэта-революционера. 

В 1989 году в Баргузине побывала международная антропологическая экспедиция «Мегаморв-Петефи», которую возглавил зампред национальной комиссии «Петефи», глава и владелец фирмы «Мегаморв» Ференц Морваи. В ее состав вошли венгерские, американские и советские антропологи, археологи, историки и журналисты. 

В результате раскопок на старом Баргузинском кладбище были найдены останки, как предполагалось, Шандора Петефи, которые затем были перевезены сначала в Москву, потом в Венгрию. На могиле же был оставлен временный знак. После этого в течение более чем 10 лет шла широкая научная дискуссия о том, кому принадлежат эти останки. Высказывались различные точки зрения, проводились многочисленные экспертизы и дополнительные исследования обстоятельств жизни и смерти Шандора Петефи. В дискуссии участвовали не только ученые, но и политические деятели.

Лидер венгерской революции

В середине XIX века Шандор Петефи сыграл ключевую роль в революционной борьбе на территории Австро-Венгерской империи. Когда началась Венгерская революция 1848 - 1849 годов, он наряду с Лайошем Кошутом стал руководителем демократического лагеря. И вместе с Яношем Ирини и Лайошем Кошутом – разработчиком основных требований авангарда революционной демократии под названием «12 пунктов». 13 марта 1848 года они были переданы австрийскому престолу, но отклонены королем Фердинандом V. 

В итоге «мартовская молодежь», в ряды которой входил и венгерский поэт, возглавила революционное восстание 15 марта 1848 в Буде и Пеште. Из кафетерия Петефи с небольшой группой своих последователей направился в университет, где собрал студентов, а затем — в типографию, где выпустил тиражом в несколько тысяч экземпляров «12 пунктов» и «Национальную песню» — произведение, призывавшее к провозглашению независимости. Воодушевившись ею, революционеры отправились в Буду и добились от наместничества принятия «12 пунктов», отмены цензуры и освобождения Михая Танчича – одного из руководителей революционного движения. 

Впоследствии Шандор Петефи использовал свои ораторские способности для борьбы за создание независимой демократической Республики Венгрии («К нации», «На виселицу королей»). Популярный в городах и селах, но «проваленный» дворянством и чиновничеством на выборах в Национальное собрание Венгрии, он сам встал на защиту родины от врагов.

С сентября 1848 года Петефи – солдат революционной армии Гонвед, а с января 1849 года – адъютант талантливого военачальника Юзефа Бема, который командовал венгерскими войсками в Трансильвании... Шандор не только участвовал в военных действиях, но и писал боевые песни, поднимавшие дух солдат. Именно тогда появились такие произведения поэта, как «Ужаснейшие времена», «Жизнь и смерть» и, конечно, «Апостол». Главный герой этой поэмы отдает жизнь за освобождение простого народа.

Творчество Петефи в Баргузине 

Петефи много писал в Баргузине. Известна поэма, изданная в 1999 году в Будапеште книгой «Александр Петефи в Сибири». Некоторые расходившиеся в списках стихи публиковались в русских и венгерских (сибирских) газетах 1916 - 1920 годов. Есть данные, что красноярские военнопленные издали их книгой и один экземпляр привезли с собой мадьяры-интернационалисты, в 1920 году устанавливавшие Советскую власть в Баргузине. Они часто приходили к могиле Петефи и читали из книги его стихи. Баргузинцы записывали их в свои тетради или запоминали на слух. Все стихи анализировались учеными-литературоведами Венгрии. Вывод один — это стихи Петефи. Из них, между прочим, есть две руки самого Петефи с его характерной подписью и датами 1851 и 1853 годы.

Соелма Сандакдоржиева

Кол-во просмотров: 1616

Поделиться новостью:


Поделиться: