Будущим ученикам не хватит школ в Улан-Удэ

Проблема нехватки мест в детских садах Бурятии по-прежнему актуальна. О ней не хочется слышать, ее не хочется замечать и тем более помнить о ней. Однако мамы дошколят, сидящих дома, добиваются мест в детсадах. И постепенно приходит осознание, что скоро эту проблему придется тщательно разбирать в школах.
Общество |

Проблема нехватки мест в детских садах Бурятии по-прежнему актуальна. О ней не хочется слышать, ее не хочется замечать и тем более помнить о ней. Однако мамы дошколят, сидящих дома, добиваются мест в детсадах. И постепенно приходит осознание, что скоро эту проблему придется тщательно разбирать в школах.

В конце января активистка из общественной организации «Современные родители Бурятии» стала прекрасным примером для тысяч молодых матерей и отцов, столкнувшихся с очередью в детские сады. Юлия Башарова, обычная улан-удэнка без каких-либо властных связей и влиятельных знакомых, добилась места в детском саду для своей 4-летней дочери. История быстро облетела социальные сети и попала в СМИ, ведь это первый прецедент в Бурятии, когда через суд удалось миновать многотысячную очередь в дошкольное учреждение и законно реализовать право на дошкольное образование. Теперь на подходе еще ряд обращений в суд от родителей, жаждущих места в садике.

Внеклассный маневр

Согласно официальной статистике, сегодня на очереди в детские сады стоят чуть более 14 тыс. детей. Общее количество дошкольников 3-7 лет только в Улан-Удэ 56 тыс., в республике – более 88 тыс. Дошкольным образованием охвачено около 80% детей. Такой результат удалось получить за счет предпринимательского подхода. У родителей появился альтернативный и привлекательный вариант – отдать ребенка в частные детские сады, группы кратковременного пребывания, семейные детские сады и центры раннего развития. Однако большинство родителей стремится попасть именно в муниципальный детсад из-за низкой оплаты ухода и присмотра за ребенком. Она составляет сейчас даже с учетом недавнего повышения стоимости не более 3 тыс. руб. В частном же садике ежемесячная оплата гораздо выше – 10-20 тыс. руб. Впрочем, хотя бы есть варианты, куда устроить ребенка-дошкольника.

А ведь скоро все многочисленные дошкольники отправятся в школу. И что же нам делать, когда катастрофически не хватит школ? Появятся частные школы с образовательным качеством второго сорта?

Уже в 2014 году младших школьников стало так много, что во многих школах введено обучение даже не в две, а в три смены. Такое положение вещей связано еще и с тем, что две крупные школы города были закрыты на реконструкцию. Кстати, реконструкция предполагается еще в нескольких школах, ремонтный рубеж которых уже перескочил три года.

Плачевный результат

По данным Минобразования РБ, в Улан-Удэ всего 62 общеобразовательных учреждения. Общее количество обучающихся составляет 51 071 учащийся, общая площадь имеющихся школьных помещений – 200 976 кв. м, что, согласно САНПиНУ, рассчитано на 37 114 учащихся для обучения по ФГОС в одну смену.

На данный момент не хватает площадей на 13 957 обучающихся, если рассчитывать строительство новых школ по 800 мест, то необходимо строительство еще 18 школ общей площадью 97 699 кв. м!

Ситуация настолько запущена, что в этом году несколько городских школ вынужденно набрали по 5-6 первых классов. Но в будущем и это не предел.

– Положительная динамика развития демографической ситуации актуализирует проблему, которая будет все более нарастать, – проблему нехватки мест в школах. Сегодня в две смены обучаются школьники в 49 общеобразовательных учреждениях города из 58. Для решения проблемы переуплотнения общеобразовательных учреждений в городе Улан-Удэ необходимо строительство 18 школ, – пояснили в городском комитете по образованию.

В Минобрнауки РБ проблему хоть и признают, но решения пока не видят. Ведь среди проектов и планов на ближайшие годы ни о каком строительстве 18-ти жизненно необходимых школ речи даже не идет. По крайней мере, пока. Всё, что предлагается региональными чиновниками, – это объединение нескольких школ в одну.

– В этих условиях образовательные округа, работа по созданию которых начата в 2014 году, – не только один из вариантов решения задачи с позиции повышения эффективности использования имеющихся материальных ресурсов, но и возможность для развития индивидуализации городского образования, создания условий для профессионального самоопределения учащихся, – пояснили «Новой Бурятии» в Министерстве образования РБ. – Приоритетным направлением является процесс проектирования деятельности школ с углубленным и профильным изучением предметов, в том числе физико-математического направления.

Кроме того, городским комитетом по образованию разработан «Комплексный план по реализации программы модернизации и усиления физико-математического образования». Модель сетевого взаимодействия в школьном округе «Содружество» реализована в варианте объединения 6 школ Октябрьского района. Совместно с Ассоциацией молодых энергетиков ведется работа по реализации проекта «Энергоклассы», в рамках которого с 1 сентября 2014 г. в МАОУ «СОШ №19» и МАОУ «СОШ №25» открыты классы естественно-математического направления с профильным изучением математики, физики и химии. Опыт 32-й школы по реализации в рамках образовательного округа двойного образования (практического и теоретического) успешно применяется и в 2015 году.

Вот только непонятно, как внедрение профильного образования решит банальную проблему нехватки помещений для обучения детей.

Кадров нет, и не будет

С 1 сентября 2014 года во всех образовательных организациях внедрены дополнительные соглашения – эффективные контракты с учителями и педагогами в рамках совершенствования и системы оценки качества образования и системы оплаты труда. Однако кадровый вопрос в Улан-Удэ, да и во всей республике, настолько остро стоит, что уже угрожает всей системе образования.

В первые классы пришли уже более 6 тыс. первоклассников, в связи с чем в школы города уже сегодня требуются 40 учителей начальных классов. Сохраняются вакансии учителей английского языка, математики, физики, физической культуры. Власти признают, что традиционный выход из ситуации, когда вновь удваивается нагрузка, не является фактором качества.

Обновление и воспроизводство педагогических кадров происходит медленными темпами в силу отсутствия законодательно закрепленных мер социальной поддержки молодых специалистов, их доля также имеет тенденцию к снижению. Например, в 2013 году – от 22% к 21%. При этом на 1,5% возросла доля педагогов пенсионного возраста. Молодые кадры привлекаются к работе в школе даже не после окончания вуза, а еще на стадии обучения по педагогической специальности.

– В нашей школе в этом году новый учитель начальных классов. Она молодая девушка, 21 год ей. Вроде неплохая как человек, но результаты говорят, что она вообще не учитель. Наш сын уже заканчивает первый класс в этом году, а даже буквы толком не знает. Психологи сказали, что учитель обязан был помочь ребенку в этом на уроках, – рассказывает Елена Гармаева, мама улан-удэнского первоклассника.

Та же проблема и в сельских школах. Там не только учителей не хватает, немногочисленные малокомплектные школы хотят численно сократить.

Учителя смотрят на проблему нехватки мест в школах по-своему.

– Мы сейчас работаем в классах, где тридцать детей на одного учителя, а где-то и больше. Охватить вниманием всех учащихся не выходит физически. А что будет, когда в классы придут по 40-50 человек? А ведь так и будет. Мест нет в кабинетах, учителей нет, – говорит Альбина Георгиевна, учитель математики.

И то, что есть, закроется

Даже те школы, которые сегодня работают, требуют реконструкции. В 2014 году введена в эксплуатацию школа №65. На 2015 год запланирована реконструкция гимназии №33 (9,1 млн руб.), школы №31 (4,5 млн руб.), гимназии №14 (8,5 млн руб.). В 2016 году планируется провести реконструкцию школы №63 (15,0 млн руб.).

Реконструкцию здания школы №2 еще только планируется начать в 2015 году в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Безопасный город на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» (подпрограмма «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в г. Улан-Удэ на 2014 - 2018 гг.»). На эти цели планируется выделить финансирование в объеме 28 млн 916 тыс. руб. Остальные школы потребуют реконструкции еще через два года.

Впрочем, даже если бы и были планы по строительству новых школ, то это сегодня невозможно. Власти города рапортуют, что не хватает не только средств на возведение зданий, но и земли в границах Улан-Удэ. Хотя непонятно, почему же тогда хватает земли под возведение все новых и новых торговых центров с площадями в 900 кв. м.

Что ж, скорей всего, по введенному принципу частных детских садов, скоро в бизнес пожалуют и родители будущих многочисленных школьников. Ведь очевидно, что Улан-Удэ ожидает будущее столицы частных общеобразовательных школ.

Кол-во просмотров: 601

Поделиться новостью:


Поделиться: