Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в этом году прошел в штатном режиме, дискуссии о необходимости его проведения завершены. С таким заявлением выступила руководитель Рособрнадзора России Любовь Глебова на Байкальском образовательном форуме (БОФ), проходившем в Бурятии с 6 по 8 июля.
Байкальский образовательный форум стал одним из самых представительных мероприятий этого года. В нем приняли участие свыше 640 делегатов из 44 субъектов России. Среди гостей форума были руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, а также 14 министров и замминистров образования, начиная от Калининграда и заканчивая Чечней. Среди иностранных гостей присутствовали делегации Монголии и Белоруссии.
У трапа самолета
Участники форума прибыли в столицу Бурятии утром 6 июля на трех самолетах. По традиции организаторы мероприятия подготовили торжественную встречу с хлебом-солью, пиалой молока и ведущими в национальных костюмах. Представители молодежного волонтерского движения Бурятии преподнесли гостям хадаки.
Участников форума встречал министр образования Бурятии Алдар Дамдинов. Он рассказал «Новой Бурятии» о своих ожиданиях от форума.
– Мы связываем с этим форумом большие надежды и очень рады, что БОФ становится регулярной площадкой, на базе которой можно обсуждать проблемы образования, – сообщил министр. – В форуме впервые участвуют руководители органов надзора и контроля. К нам прилетела глава Рособрнадзора Любовь Глебова. В системе образования в последнее время много нового. В частности, мы обсудим новый закон об образовании, который представляется неким монстром. Но это не так. Он открывает новые возможности, и мы должны использовать его потенциал.
Своими впечатлениями поделился и заместитель министра образования Пензенской области Александр Воронков
– В Бурятии замечательная погода, тепло, солнце светит. Люди приятные. Встретили нас по русским и бурятским традициям. После такой встречи приятно начинать работу. Мы многого ожидаем от этого форума. Особенно важно, что мы должны подписать соглашение о сотрудничестве в сфере образования. Символично, что это проходит здесь, в Бурятии, можно сказать в центре России.
Электронные штучки
Большинство участников форума в тот же день разъехалось в специализированные экспедиции по школам Прибайкальского, Кабанского, Иволгинского и Заиграевского районов. Но это не помешало им общаться и поддерживать связь между собой с помощью Интернета, ведь все мероприятия транслировались в режиме он-лайн. На состоявшемся позже официальном открытии форума Любовь Глебова обратила на это особое внимание.
– Трудно себе представить, но когда мы общались в формате он-лайн, мы получили оценку более чем 30 тыс. человек. Остается только восхищаться смелостью Бурятии, не побоявшейся быть разложенной на кусочки, – заявила она.
Президент Наговицын на открытии форума заметил, что «Бурятия позиционирует себя как инновационно развивающуюся территорию» и стремится внедрять все возможные новшества, появляющиеся как в России, так и за рубежом, а конструктивная критика помогает понять, «в правильном ли направлении мы движемся».
Особенно президент выделил тот факт, что Бурятия – единственный регион, реализующий инновации по своей инициативе, не получая за это никаких преференций из федерального бюджета.
Регионы ответят за качество
Главной проблемой, обсуждаемой на форуме, стали вопросы качества получаемого образования. Особенно контролирующие органы беспокоит ситуация с объективностью оценки результатов ЕГЭ. Об этом рассказал начальник Управления образования по контролю и оценке качества образования Рособрнадзора Валентин Шаулин.
По словам г-на Шаулина, в ряде субъектов РФ среднее количество баллов, набранных школьниками по ЕГЭ, значительно превышает среднероссийский уровень, что наводит на некоторые подозрения. Первое место в этом рейтинге занимает Республика Карачаево-Черкесия, где из 516 работ, отобранных Рособрнадзором на перепроверку, в 325 были выявлены серьезные нарушения.
– Чаще всего встречаются следующие нарушения: сочинения написаны на темы из других вариантов (92 случая), оценка несуществующих задач, дословное совпадение ответа с правильным вариантом, который доступен учителям, ответы написаны другим почерком, – сообщил г-н Шаулин.
Эта тенденция проявлялась еще в прошлом году. В некоторых регионах Северного Кавказа оказалось слишком много учеников, набравших 100 баллов. В этом году нарушители стали осторожнее, переключившись на выпуск «высокобалльников», которые набирают 60-80 баллов.
– Мы перепроверяем работы всех «стобалльников», выборочно запрашивали и работы «высокобалльников». В будущем году мы даже запрашивать не будем, они будут доступны нам в электронном варианте, – заявил Валентин Шаулин. Он также отметил, что в этом году участились случаи выкладывания учениками своих работ в Интернет. По его словам, это не представляет большой опасности, поскольку одинаковых вариантов все равно нет. Но учеников, допустивших подобное, будут наказывать, чтобы предупредить распространение в обществе нигилистических настроений в отношении ЕГЭ.
Что касается Бурятии, то здесь и Валентин Шаулин, и Любовь Глебова на редкость единодушны.
– Кривая ЕГЭ по Бурятии – ровная и спокойная, с хорошим крепким средним ядром, без всяких аномальных выбросов, без перекосов, – отметила Любовь Глебова. - Такой результат может быть только тогда, когда есть некая система. А если системы нет – обязательно кривая ЕГЭ дает какие-нибудь шероховатости.
Глава Рособрнадзора не преминула подчеркнуть преимущества ЕГЭ.
– Главное преимущество этой процедуры (ЕГЭ) – ее прозрачность. Она дает возможность видеть абсолютно все. Для тех, кто нарушает эту процедуру наказание неминуемо, – подчеркнула г-жа Глебова.
Реформы продолжатся
Главный вывод, который можно сделать по результатам БОФа, это то, что реформирование образовательной системы продолжится. И в первую очередь это касается продолжающегося внедрения подушевой системы оплаты труда учителя.
Как сообщила в ходе форума председатель комитета по образованию города Улан-Удэ Светлана Трифонова, сейчас в фонд оплаты труда на ученика городской школы закладывается 12 600 рублей в год, а на ученика сельской школы 23 790 рублей в год. И в целом после введения подушевой системы оплаты труда зарплата учителей значительно выросла. Среднемесячная зарплата учителя по Улан-Удэ в 2007 году составляла 9 230 рублей, в 2008 – 11 120, в 2009 — 12 580, а в 2010 году – 13 417. По словам Светланы Трифоновой, в результате оптимизации расходов в 2008 году в Улан-Удэ сократили 600 ставок, но качество образования от этого не пострадало.
Присутствовавший на форуме директор 14-й гимназии столицы Бурятии Ульяна Афанасьева согласилась, что зарплата возросла. Однако отметила, что произошло это за счет перераспределения все тех же средств. А существующая норма расчета средств на учеников городских и сельских школ «по сути своей несправедлива».
Что изменится после БОФа
Комментируя проблемы, которые выявил ЕГЭ-2010, Любовь Глебова назвала, в частности, приравнивание побед в школьных олимпиадах к 100-балльному результату ЕГЭ по этой дисциплине.
– Проанализировав ситуацию с высшими учебными заведениями, мы встали перед вопросом о целесообразности приравнивания оценок победителей олимпиад к 100-балльному результату. Приведу пример, по трем предметам – физике, информатике, математике в этом году было всего 350 стобалльных работ по ЕГЭ. А победителей школьных олимпиад по этим же предметам 11,5 тыс. человек. Это несоразмерный показатель. Слишком дорог результат в ЕГЭ и слишком дешев он на олимпиадах. Эта норма будет оспорена, – заявила Любовь Глебова.
Так что можно ожидать в следующем учебном году отмены поступления в вуз по результатам олимпиад. Кроме того, по словам главы Рособрнадзора, в будущем нас ждет еще большее ужесточение запрета на использование мобильных телефонов во время прохождения Единого государственного экзамена.
– Существующих сейчас нормативных документов явно недостаточно, – отметила г-жа Глебова.
Еще одной любопытной темой, неофициально обсуждавшейся в кулуарах форума, стала идея о полной отмене экзаменов в учреждениях среднего профессионального образования. Такая идея возникла из-за демографического кризиса, уже проявляющегося в системе образования. Как отметила Директор департамента общего, дополнительного и педагогического образования Елена Низиенко, уже сейчас бюджетными местами можно обеспечить всех выпускников, а в дальнейшем ситуация будет только усугубляться. Сейчас руководство образовательных структур активно ищет способы решения этой проблемы, ведь когда-нибудь спад закончится, и тогда ситуация, сложившаяся сейчас с детскими садами, может повториться с вузами.