Все, что вы хотели знать о современном бурятском балете, но не знали, у кого спросить, – балетное закулисье глазами журналиста.
Сидя в зрительном зале оперного театра и восхищаясь изящными движениями прекрасных лебедей, мы даже не задумываемся о том, каким трудом людям на сцене даются эти легкость и воздушность. А если задумываемся, то представляем стертые в кровь ноги, бесконечные диеты, доводящие до анорексии, монашеское самоотречение и выматывающий график.
Бурятский балет еще совсем молод, ему нет и 80-ти лет. Души зрителей он покорил удивительным синтезом классического балета и национального танца. В 1946 году в труппу пришла легендарная Лариса Сахьянова, создавшая самые лучшие образы бурятских девушек – Ангары, Алтан, Сэcэг и Мечты.
Ученики Ларисы Сахьяновой и Петра Абашеева пережили голодные девяностые и тяжелые нулевые годы реконструкции, а сейчас воспитывают новое поколение артистов.
Чтобы разобраться, какие тайны на самом деле таит в себе окутанная бесконечными загадками и нелепыми стереотипами профессия балерины, мы (я и фотограф) отправились на танц-класс с настоящими звездами.
Утренний дебют
10 утра. Занятие уже началось. Сегодня в расписании труппы два урока – мужской и женский, после этой разминки артисты отправятся на сцену репетировать.
Первый урок заявлен как мужской, но танцуют как мужчины, так и женщины.
Занятие ведет заслуженный артист РФ, невероятно гибкий и артистичный Баярто Дамбаев.
Он объясняет, что в основе любого занятия лежит классический танец, но упражнения для мужчин больше направлены на развитие силы, поэтому в сегодняшнем уроке много прыжков и вращений. А женский класс – это тонкая, ювелирная работа по развитию пластики.
– Наш урок – обязательныйдренаж для артистов балета, – говорит Баярто. – Так они поддерживают физическую форму и совершенствуют мастерство. Циркуляция крови, обмен веществ идут быстрее, класс даже может вылечить простуду. Уроки проходят утром, и моя задача, кроме всего прочего, задать день, поднять настроение.
Все логично, балет – это тоже спорт, а значит, способствует мощному выбросу эндорфинов. Вдохновившись этим умозаключением, решаю присоединиться.
Я основательно подготовилась к дебюту – раздобыла настоящую торчащую зеленую пачку и настоящие пуанты, ощущающиеся на моих неподготовленных ногах как средневековое орудие пыток.
Но страдания оказались напрасны. Все остальные девушки пришли в удобной спортивной одежде и мягких чешках.
Пуанты обувают только на репетиции, для разминок – чешки, а во время отдыха артистки ходят в шерстяных носках и огромных плюшевых тапках. Видимо, дают отдых истерзанным ногам. Мужчинам повезло больше, они танцуют только на полупальцах.
– На пуанты я встала во втором классе, – вспоминает Евгения Цыренова. – Это сила привычки, если я не буду заниматься на пальцах неделю, то потом приду и натру себе ноги.
Поэтому я даже не пытаюсь и отхожу в сторону. Стараюсь определить возраст танцующих на глаз. Если смотреть издалека, то все выглядят тинейджерами – сухие, тонкие, стройные.
Два мэтра
Всего в балетной труппе сейчас 50 человек. Самым младшим, недавним выпускникам хореографического колледжа, – 18 лет.
Самому старшему – директору труппы Владимиру Кожевникову – уже 50. Из них 32 года посвящены театру. Заслуженный артист РФ Кожевников, ласково называемый своими воспитанниками «дядей Вовой», тоже не стоит в стороне и принимает в утреннем дренаже самое деятельное участие.
У труппы две главы – художественный руководитель Морихиро Ивата (он занимается постановками) и директор Владимир Кожевников (на нем административная работа). На сцене оба мэтра появляются не каждый спектакль, но всегда собирают аншлаги и букеты цветов, вызывая бурю эмоций у зрителей.
В 11.00 начинается женский урок. Указание на гендер опять никого не волнует, танцуют все. Преподавательница – Лариса Башинова.
Чтобы попасть в большой балет, нужно иметь волю, хорошее здоровье, выворотность ног, гибкое пропорциональное тело и смелых родителей, которые отведут вас в кузницу танцевальных кадров – хореографический колледж.
– Мир не без талантливых людей, сам Рудольф Нуриев поздно пришел в балет – ему было 14. Вы, конечно, можете научиться движениям, но это будет на любительском уровне. Не зря же берут в школу до 10 лет – специально, пока косточки не застыли, – Баярто Дамбаев безжалостно развенчивает мои амбиции. – Артистов нужно воспитывать «поштучно». Учатся долго – восемь лет в училище и в театре еще как минимум пять лет.
– Маленький был, танцевал в ансамбле народных танцев, – поведал о начале своего пути Баир Цыдыпылов. – Преподаватель сказал, что я могу поступить в хореографическое училище. Пришел с мамой, меня взяли. Сначала для меня это было своего рода спортом, только потом я осознал, что балет – высокое искусство. Нужно играть по-актерски, использовать свою мимику, при этом еще и танцевать. Если душой открываешься, то зритель это видит. Самая близкая мне партия – Базиль в «Дон Кихоте». Он игривый, веселый, постоянно улыбается.
Булыт Раднаев вспоминает, что в хореографический колледж его заманили рассказами о прекрасном фонтане, который стоит рядом с театром. Главным секретом успеха Булыт считает безоговорочную веру в свои силы:
– Я долгое время был маленьким. Когда в 18 лет выпускался из училища, все остальные были выше меня на полторы-две головы. Но я всегда верил, что вырасту. В театр меня не брали из-за роста. И однажды вышло так, что я вырос за один месяц на 20 сантиметров. И я считаю, что это произошло именно из-за моей веры. Нужно работать и верить в себя.
Для Зоригто Дашиева самое приятное в профессии – это слава и благодарность зрителей.
«Баядерка»
12.15. Следующий пункт программы – репетиция балета «Баядерка», который должен стать самой большой премьерой месяца.
На постановку трехактного балета брошены все силы театра, кроме того, в кордебалете танцуют ребята из хореографического колледжа. Это один из самых трудных классических балетов, его присутствие в репертуаре указывает на творческую зрелость артистов.
На первом показе спектакля 15 мая главные партии станцуют Вероника Миронова и Булыт Раднаев – красивая пара как на сцене, так и в жизни.
– Была забавная история, – вспоминает Вероника. – Мы уже жили вместе с Булытом, как-то вечером я пересматривала кассету 96-го года, на которой записана моя премьера в балете «Дон Кихот». Тут Булыт просит обратно перемотать: «Вот видишь, там дети-поварята бегут за рыбой? Вот это я!». Получается, мы танцуем вместе с 96-го года…
А 16 мая перед зрителями выступит давно сложившийся творческий дуэт Баярма Цыбикова – Баир Цыдыпылов.
А пока репетиция. Грациознее всех девушки, танцующие служительниц храма.
14.00 – перерыв. Мы завершаем съемку, а артистов вечером ждет еще одна общая репетиция. Премьера «Баядерки» уже через две недели, а значит, для труппы наступила пора каждодневных репетиций, занятий со специально приглашенными звездными репетиторами и детальной шлифовки каждого движения.