​Будет ли польза от нефрита?

Почему республиканское правительство ничего не делает для того, чтобы получить в бюджет «нефритовые» средства?
Экономика |

22 сентября на сессии Народного Хурала Бурятии будущий бюджет 2017 года первый зампред правительства РБ Иннокентий Егоров уже охарактеризовал как тяжелый и напряженный. Дотации из федерального бюджета продолжают снижаться, приводит слова Егорова ИА «Восток-Телеинформ». Год от года в республике уменьшается число предприятий-налогоплательщиков. Казалось бы, ситуация безнадежная и критическая, негде взять денег.

Деньги есть!

Но сможет ли республиканское правительство воспользоваться этими деньгами? В Бурятии есть огромный потенциальный источник налоговых поступлений. Это нефритовый рынок, который может дать бюджету республики налоговых поступлений в объемах, сопоставимых с размером республиканского бюджета. Скажете, фантастика? Давай посмотрим вместе и посчитаем. Ну, хотя бы в самых примерных цифрах.

Все знают, что запасы и ресурсы нефритового сырья на территории республики составляют около 90% общероссийских запасов. И что стоит в Китае нефрит баснословных денег. Для республики этот минерал может стать неиссякаемым источником благосостояния, например, как для Башкирии нефть или как для Якутии алмазы.

Нефритовый потенциал

Для начала небольшое геологическое введение. В России разведано и оценено 16 месторождений, из которых 13 находятся в Бурятии. Месторождения находятся в Муйском, Баунтовском, Окинском, Тункинском и Закаменском районах. Разведанные запасы нефрита Бурятии составляют 24 тыс. тонн, а прогнозные ресурсы — 100-110 тыс. тонн. Открытие этих природных богатств, которые так ценят в соседнем Китае, является целиком и полностью заслугой советской геологии. В настоящее время разведывательной геологической работы в этом направлении практически не ведется.

Планомерное изучение нефрита Бурятии началось в 1963 году геологами Восточно-Саянской партии иркутской экспедиции «Байкалкварцсамоцветы». До 1978 года эта экспедиция добывала зеленый нефрит на Улан-Ходинском и Оспинском месторождениях в Восточных Саянах, затем на Горлыкгольском и Зун-Оспинскомместорождениях в Окинском районе, а также на Хамархудинском месторождении в верховьях Джиды в Закаменском районе.

Есть также месторождения нефрита на севере Красноярского края и на полярном Урале. Большинство месторождений нефрита относится к метасоматическому типу и приурочены к гипербазитовой (дунит-гарцбургитовой) формации.

На севере Бурятии был обнаружен новый тип месторождений, в котором нефрит образовался при изменении осадочной карбонатной породы, очень богатой магнием. В таких породах отсутствует железо, поэтому здесь образовался нефрит белого цвета, который сложен безжелезистым амфиболом-тремолитом. Здесь сосредоточены залежи самого ценного белого, голубого и красного речного нефрита. Открытие месторождений светлоокрашенного апокарбонатного нефрита на Витиме — Буромского в 1978 году, Голюбинского в 1979 году и Кавоктинского в 1983 году — стало настоящей сенсацией.

Считается, что лучший зеленый нефрит в мире добывается на Оспинском месторождении в Восточных Саянах, а белый — на Кавоктинском на Витиме.

Территориальным балансом запасов (на 1 января 2008 года) на 13-ти месторождениях были учтены балансовые запасы по категории С1 — 7442,1 тонны нефрита-сырца и 2468 тонн нефрита сортового, по категории С2 соответственно 16918,7 тонны и 5408,0 тонн. А также забалансовые запасы нефрита-сырца — 71,5 тонны, сортового нефрита — 57,3 тонны.

По Оспинскому, Горлыкгольскому и Харгантинскому месторождениям в госрезерве находилось: нефрита-сырца — 9982 тонны, поделочного — 2748 тонн, ювелирного — 48 тонн категории С1+С. В Муйском и Баунтовском районах известны три месторождения — Голюбинское, Буромское и Кавоктинское наиболее ценного белого нефрита. При этом балансовые запасы на Буромском месторождении полностью отработаны. В 2007 году добыча производилась на Горлыкгольском, Голюбинском, Кавоктинском, Оспинском, Хайтинском, Харгантинском, Улан-Ходинском месторождениях.

«Нефритовый потенциал» республики позволяет добывать до 5000 тонн в год. Себестоимость его добычи невелика — около $2 за 1 кг. А цена реализации на внешнем рынке может достигать от $10 до $20 000 за 1 кг в зависимости от сорта, качества и других характеристик. Готовые ювелирные изделия из нефрита в континентальном Китае стоят еще дороже.

Деньги утекают «сквозь пальцы»

Общий уровень добытого сырья в 2007 году, по официальным данным, составил 909 тонн нефрита-сырца и 272 тонны нефрита сортового. И добытое сырье в необработанном виде практически за бесценок вывозилось и продолжает вывозиться за пределы Бурятии. Несмотря на значительный уровень поставок нефрита из Бурятии в Китай, на мировом рынке, который сосредоточен в Китае, основную долю занимает нефрит из Канады, Австралии и Тайваня. Нефритом не торгуют на биржах, поэтому цена на него растет медленно, но стабильно. При этом на международных ярмарках стоимость этого сырья значительно ниже стоимости бурятского нефрита из Бурятии. Однако республика до сих пор не пользуется этим преимуществом.

В Бурятии основная часть компаний, получивших лицензии на добычу нефрита, используя различные схемы, уходит от уплаты налогов. Да и весь нефритовый рынок республики непрозрачен и скрыт от глаз общественности.

Озвучивались такие официальные данные, что правительством Бурятии было выдано лицензий на вывоз 500 тонн нефрита на общую сумму 3,5 млн руб. Сумма просто шокирующая. Ведь в самом Китае на эту сумму можно было бы купить всего-то около 100 кг обработанного высококачественного нефрита. Так куда же девается многомиллиардная разница?

Или пример с той же фирмой «Дылача», которая, по официальным данным, с 1994 года добыла 741 тонну нефрита. По данным МИД России и ТПП Китая, ценовой диапазон сортового нефрита в Китае варьируется от $500 до $20 тыс. за 1 кг. Если умножить $1000 на 741 тонну сортового нефрита, то получилось бы $741 млн.

Однако при наведении порядка на складах общины было обнаружено около 2,5 тыс. тонн сортового камня. Если примерно оценить его в $1 тыс. (на самом деле его стоимость значительно выше), то только этот объем мог бы стоить $2,5 млрд. «Дылача», в конце концов, лишилась права на добычу нефрита, и это вполне закономерно.

Еще пример, в 2008 году, по данным Забайкальской таможни, максимальная стоимость нефрита была $7 за 1 кг, а в 2009-м — $8. В бюджет в виде налогов поступило свыше 43 млн рублей. Однако экспортные цены на бурятский нефрит занижались чуть ли не в тысячу (!) раз. Сумма налоговых отчислений в бюджет могла бы быть на порядки выше. К сожалению, до сих пор республика так и не научилась оставлять у себя заоблачные суммы доходов от продажи нефрита.

Да, были попытки республиканских властей централизовать экспорт нефрита в Китай, а также создать условия для выгодного ценообразования. Однако они не привели к успеху. Был проект централизованной сдачи нефрита одному китайскому торговому дому. Однако недропользователи отказались сдавать ему добытый нефрит. СМИ тогда даже обвинили республиканские власти в «лоббировании интересов китайского бизнеса».

Был также проект создания некого нефритового холдинга в Бурятии, в котором 51% акций принадлежал бы государству, а 49% — инвесторам. Однако и этот проект вызвал бурный протест добытчиков нефрита.

Впрочем, все эти проекты были непрозрачными. Возможно, лоббировали чьи-то узкие интересы, поэтому и потерпели крах.

«Нефритовый» бюджет

Можно приблизительно оценить основные параметры нефритового рынка Бурятии. И представить размеры бюджетных потерь от того, что большая часть этого рынка находится в тени.

Так вот, годовой объем рынка нефрита в республике может быть от $2 млрд до $10 млрд в год. При открытой и абсолютно прозрачной продаже это может давать примерно 130 млрд руб. выручки. При себестоимости добычи нефрита в Бурятии, скажем, на уровне 5 млрд руб., согласитесь, что это достаточно большие затраты, прибыль от реализации на китайском рынке может быть на уровне 125 млрд руб.

И если вести добычу и реализацию бурятского нефрита, как говорится, «вчистую», то налог на добавленную стоимость (18% НДС) от этой суммы мог бы достигать свыше 22 млрд руб. Еще могут быть отчисления в виде налога на прибыль — 25 млрд руб. (24% со 105 млрд руб. прибыли). В совокупности это может давать фантастическую сумму поступлений на уровне 47,5 млрд руб. И это только с двух налоговых позиций. Казалось бы, вот на что должны были бы обратить свое внимание налоговые органы и руководство республики.

Напомним при этом, что доходы республиканского бюджета на 2016 год запланированы на уровне более 41 млрд руб., а расходы — более 43 млрд руб. Соответственно, дефицит бюджета Бурятии составляет более 2 млрд руб.

Получается, что только возможные доходы от одной нефритовой отрасли могут давать поступления в размере еще одного республиканского бюджета. Вообще же, как говорят экономисты «не для печати», в самом Китае нефрит стоит раз в 5 дороже, чем в Бурятии. То есть можно было бы помечтать о цифре доходов чуть ли не в 200 млрд рублей. Никакая нефть по доходности не сравнится с потенциальной доходностью нефритового рынка.

Даже если эти цифры нефритовой доходности в реальности будут меньше, все равно это гигантские поступления, которые могли бы вывести Бурятию в число передовых регионов страны. Создать самый высокий уровень образования и здравоохранения в Улан-Удэ и в каждом районе республики. Выделять на развитие сельского хозяйства бюджетных средств в десятки и сотни раз больше.

Можно было бы даже отчислять каждому жителю республики природную ренту, как в Саудовской Аравии, где от продажи нефти на мировом рынке каждому жителю этой страны выдается определенная сумма в валюте и золотом.

Так почему же республиканское правительство ничего не делает для того, чтобы получить в бюджет «нефритовые» средства? Почему не защищает законные интересы жителей Бурятии, которые живут на земле, набитой различными природными богатствами? Ведь миллиардные доходы республика может получать и от разработки других полезных ископаемых.

Декриминализация и либерализация нефритового рынка

Государство уже начало активную деятельность по декриминализации нефритового рынка. И это замечательно. Однако декриминализация должна быть дополнена рыночными мерами, которые позволили бы не только отрегулировать этот рынок, но и наполнить бюджеты всех уровней «нефритовыми» поступлениями.

Для этого есть прекрасный способ. Например, создание на территории Бурятии специализированного нефритового аукциона. Это позволило бы централизовать и упорядочить торговлю нефритом и изделиями из него без всяких репрессий. Ведь таким образом можно продавать нефрит легально и по высоким ценам в реальном режиме – через интернет. При помощи организации таких продаж можно резко повысить налоговую собираемость, а нефритовый рынок республики полностью вывести из тени.

Работу аукциона можно было бы осуществлять примерно один раз месяц. А перед самой распродажей, скажем, за 30 дней, можно разместить на интернет-площадке аукциона предлагаемый к продаже нефрит. Каждый лот может в режиме реального времени транслироваться через сеть Интернет на весь мир. Эта открытость позволит избежать заказных покупок и занижения стоимости нефрита. Соответственно, не будут снижаться и налоговые отчисления. При организации прозрачных аукционных интернет-торгов доступ клиентов из Юго-Восточной Азии к бурятскому нефриту будет более широким, чем при заключении прямых сделок. Соответственно будут установлены высокие и справедливые цены на нефрит.

Конечно, для создания нефритового аукциона нужна законодательная основа — нужно принять соответствующий закон о торговле нефритом. Нужно обязательно предусмотреть обязательное отчисление, скажем, 10% от продаж аукциона в республиканский бюджет.

Инициатором создания такого нефритового аукциона могло бы выступить республиканское правительство, которое и так выдает лицензии на экспорт нефрита. В условиях предоставления лицензии на экспорт предприятиям, добывающим нефрит, можно прописать предоставление части добытого нефритового сырья для первичной реализации через онлайн-аукцион. Причем при сохранении других форм реализации нефрита в виде прямых поставок традиционным контрагентам.

На территории аукционного дома должны быть представлены таможенные и другие государственные органы, которые нужны для упрощения процедур оформления сделок для иностранных покупателей. Нужно разработать схемы доставки приобретенного нефрита клиентами из-за рубежа, которые будут исключать злоупотребления при его доставке (подмену товара).

Далее было бы неплохо провести инвентаризацию нефритовых месторождений в республике. Это позволило бы выявить месторождения, которые не разрабатываются недропользователями. Их можно выставить для повторного лицензирования. И у каждого месторождения будет свой хозяин, который сможет навести порядок на вверенных участках. Навело же на Кавокте порядок Забайкальское горнорудное предприятие. В целом все это приведет к снижению криминогенной обстановки вокруг нефрита и к созданию новых рабочих мест.

После начала аукционной торговли нефритом можно вообще либерализовать нефритовый рынок. Выдавать лицензии на поисковые работы всем желающим на свободные территории. Это приведет к привлечению инвестиций в геологоразведку и повысит занятость населения. Соответственно, снимет недовольство населения существующим государственным регулированием нефритового рынка.

Наряду с первичным аукционным обращением нефрита в Бурятии можно сформировать и вторичный нефритовый рынок в виде магазинов и бутиков, примыкающих к аукциону. Этот вторичный рынок будет привлекать туристов из Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Так можно организовать не только массовый сбыт нефритового сырья, но и массовую переработку и продажу нефритовых полуфабрикатов, художественных изделий из нефрита.

Это достаточно простой и интересный способ решить массу проблем в республике и наполнить бюджет. Есть, правда, одна заковыка – правительству придется поработать!

Кол-во просмотров: 7599

Поделиться новостью:


Поделиться: