Буддийские притчи Баира Дышенова. Режиссер представил новый фильм «Эхын гурбан нулимса»

«Если кто-нибудь после просмотра фильма позвонит своей матери или приедет в родной улус, значит, я сделал хорошее дело», – такими словами анонсировал закрытый показ нового короткометражного фильма «Эхын гурбан нулимса» («Три слезы матери») сам режиссер. 30-минутная картина, в основу которой положена старинная буддийская притча, и впрямь заставляет задуматься на вечную тему безусловной материнской любви.
Общество |

«Если кто-нибудь после просмотра фильма позвонит своей матери или приедет в родной улус, значит, я сделал хорошее дело», – такими словами анонсировал закрытый показ нового короткометражного фильма «Эхын гурбан нулимса» («Три слезы матери») сам режиссер. 30-минутная картина, в основу которой положена старинная буддийская притча, и впрямь заставляет задуматься на вечную тему безусловной материнской любви.

Вера и любовь

Вера матери в собственное чадо, в непогрешимость его поступков и помыслов – с одной стороны, и суета городского быта, погоня за успехом и забытые обещания, данные родным, с другой. Такими предстают перед зрителем герои фильма – мать, живущая в бурятской глубинке, и сын, разрывающийся между столицей и малой родиной. История настолько знакомая, что каждый из зрителей, заполнивших зал, представил себя на месте героя Басты Цыденова. А старейшая актриса театра бурятской драмы Намсалма Шагдарова так органично сыграла роль матери, что вызвала слезы у зрителей.

– Для этой роли требуется большая внутренняя работа, – поделился Баста Цыденов. – Но все это помогает в постижении вечных вопросов, ведь на самом деле все мы всю жизнь стараемся понять, для чего мы рождены. Для этого нам зачастую не хватает осознания истинных ценностей бытия, нам мешает эгоизм. Но во время работы над фильмом я открыл для себя удивительные вещи и, пожалуй, буду теперь заново вглядываться в лицо своей 85-летней мамы.

Помимо явной, физически ощутимой линии родства, в фильме выписана не менее значимая часть жизни бурят – вера в бога, впитанная с материнским молоком, и такая же всепрощающая, как любовь матери. И маленькое чудо, происходящее в жизни героев, еще раз подтверждает силу веры. Путь, по которому приходит к вере главный герой, одновременно короткий и долгий, он похож на дорогу каждого из нас. Незамысловато, почти без слов, интимно режиссер напоминает о вечных ценностях, о повторяющемся жизненном цикле, о поиске гармонии с собой, с близкими, с богом.

Музыка к фильму, написанная Баиром Дондоковым, усиливает это ощущение интимности, разговора со зрителем тет-а-тет. Звучащие мотивы повторяют бурятские народные песни, передают звуки бурятской степи. И в этом еще одно откровение фильма – вот как может звучать музыка.

30 минут фильма переживаются как один миг и целая жизнь – настолько он эмоционально спрессован, закручен в живой сгусток энергии, веры и любви. И именно эта наполненность фильма не дала зрителям по окончании фильма сразу покинуть свои места в зале, еще несколько минут в нем царила тишина…

Любовь и кино

Авторские права на фильм «Три слезы матери» и «Улыбка Будды» Баир Дышенов как руководитель киностудии «Бурятфильм» передал Иволгинскому дацану, ламы которого принимали непосредственное участие в его подготовке. Да и сам замысел родился у автора в дацане – третьим действующим лицом в фильме становится статуэтка богини Ногоон Дара Эхэ (Зеленая Тара). Фильм получил благословение от ширетуя Иволгинского дацана Дагба-ламы и будет распространяться в том числе в дацанах. «Три слезы матери» примет участие в международных кинофестивалях. Авторы проекта планируют показ фильма и в улан-удэнских кинотеатрах.

Кадр из фильма

Новый фильм – это еще один шаг к большому кино, так оценивает сам автор свое видение буддийской притчи. Баир Дышенов говорит, что сегодня он готов к съемкам бурятского полнометражного кино. И не только он, все творческие силы будут объединены для этого.

– Мы собрали все киношные силы, которые у нас есть. Объединились со съемочной командой настоящего профессионала в своем деле – Солбона Лыгденова. Он будет художником-постановщиком, я – режиссером-постановщиком, – делится планами режиссер.

И рассуждает о собственной роли: «Я не стремлюсь снимать случайные вещи: без большой, достойной задачи делать что-то просто неинтересно. Бурятская культура сейчас в упадке, а института кино нет вообще. И если его создавать, то надо показывать в фильмах нашу реальность, то, чем мы живем. А вся наша жизнь пропитана буддийскими традициями. Пример «Улыбки Будды» доказывает, что смысл фильма, несмотря на удаленность Бурятии от остального мира, был понят совершенно разными людьми».

Кол-во просмотров: 890

Поделиться новостью:


Поделиться: