В последние годы в Улан-Удэ стабильно увеличивается число автомобилистов. По данным Бурятстата, в 2009 году в столице Бурятии зарегистрировано 234 тыс. 240 автомобилей.
По сравнению с 2008 годом количество транспорта возросло на 11 тыс. 715 единиц. Однако с ростом количества автомобилистов снижается общая культура поведения на дорогах столицы республики, что приводит к увеличению ДТП. Самое страшное, что в этой автомобильной войне погибают люди, дети. Ситуация усугубляется тем, что контролирующие органы не справляются с управлением и контролем дорожного движения.
Больше женщин за рулем
В последнее время все чаще на дорогах Улан-Удэ можно увидеть женщину за рулем, а в автошколах их учится больше, чем мужчин. Это объясняется тем, что большинство мужчин получили права еще в школе. По словам преподавателя одной из автошкол Нины Климовой, в настоящее время слабый пол все активнее втягивается в современные условия рыночной экономики, где авто является средством передвижения, а не роскошью.
– В автошколы приходят женщины, чтобы в последующем работать торговыми представителями, экспедиторами, рекламными агентами, – отметила Нина Климова. – Если в советское время закон запрещал женщинам садиться за руль автобусов (категория D), то сейчас можно увидеть женщину-водителя на маршруте или на такси.
По наблюдениям инструкторов автошкол, женщины в отличие от мужчин ездят гораздо аккуратнее, потому что у них более развито чувство самосохранения. Поэтому они ездят медленно, тем самым раздражая мужчин. В основном женщинам труднее даются практические задания, но в теоретических вопросах они разбираются лучше.
Ездят, как в поле
Однако после окончания автошкол курсанты сталкиваются с тем, что приобретенные знания оказываются не нужны на улицах Улан-Удэ. По словам Соелмы Бадмаевой, после изучения ПДД ей стало страшно ездить в маршрутках. «Я раньше не подозревала о том, что творится на наших улицах. Порой у меня в маршрутке сердце замирает, когда вижу, какие ошибки совершает водитель», – рассказала Соелма.
Даже учебная езда по городу с инструктором становится пыткой для новичков. Многие водители не включает поворотники, подрезают, разворачиваются и обгоняют в запрещенных местах. Нередко они совершают поворот со второй полосы. Правила дорожного движения, которые курсанты старательно учили в автошколах, не действуют на улицах Улан-Удэ.
По словам самих автомобилистов, в Улан-Удэ можно ездить, даже не изучая ПДД. «Молодые сейчас повально покупают права, и им даже в голову не приходит, что еще кому-то нужно уступать. Водители не уважают друг друга. Ездят, как в открытом поле, где, кроме них, никого нет», – отмечает водитель со стажем Сергей.
В общей массе молодежи особняком стоят автомобилисты, у которых родные являются опытными водителями. Именно старшее поколение с раннего возраста прививает им уважение друг к другу. Отец молодого водителя «КамАЗа» Эрдэма автомобилист с большим стажем.
– Когда отец учил меня водить, он всегда говорил: «Старайся поставить себя на место другого водителя». Именно он и рассказал о правилах хорошего тона на дорогах. Сказал, что если водитель поставил на дорогу канистру, значит, у него закончился бензин, – сообщил Эрдэм. – Большинство водителей даже не понимает, что кратковременное включение дальнего света фар – это просьба к встречному переключиться на ближний. Потому что он слепит тебя.
Ужесточить контроль
Тем временем официальная статистика неутешительна. Только за семь месяцев 2010 года в Бурятии произошло 832 автомобильных аварии, в которых погибло 119 (!) человек, в том числе семеро детей. В ДТП пострадали 1055 человек (123 из них – дети).
С началом учебного года участились ДТП с пешеходами. При этом водители сбивают людей прямо на пешеходных переходах. Зачастую водители останавливаются, разворачиваются, совершают обгон на пешеходных переходах, на котором находятся люди. Автомобилисты не уступают пешеходу, который не успел перейти улицу на зеленый цвет. Хотя по правилам они обязаны это делать. В любом случае водитель обязан предотвратить аварию, даже если пешеход переходит дорогу в неположенном месте.
Однако и у автомобилистов имеются претензии к «безлошадным», которые, по их словам, «бросаются под колеса, переходят улицу в неположенных местах и «дергаются» на переходах».
Самое страшное, что в этой маленькой автомобильной войне гибнут невинные люди и дети. И в этом виноваты не только водители и пешеходы, но и контролирующие органы, которые не могут установить порядок над «броуновским движением» на улицах Улан-Удэ. Ситуация усугубляется тем, что нарушения ПДД в основном остаются незамеченными. На некоторых участках проезжей части установлены камеры видеонаблюдения. Однако до сих пор не отработана система выписки штрафов по записям на ней.
– Меня интересует вопрос, чем занимаются сотрудники ГИБДД? Почему они хотя бы за знаками не следят? – вопрошает водитель Вадим. – В начале Арбата установлен знак «Остановка запрещена», которая запрещает и стоянку. Однако там развернута целая стоянка. Может, тогда стоит убрать этот знак, чтобы самим себе не противоречить?
Практика других городов говорит о том, что ужесточение контроля (элементарная система штрафов) дает положительный результат. Если человек один раз заплатит штраф, то в следующий раз он задумается, прежде чем нарушить правила дорожного движения. Поэтому городу предстоит серьезная работа, так как за это время водители разучились ездить по правилам.