Сегодня было занимательное совещание по транспортной проблеме в Горсовете. Пригласили меня в качестве эксперта. Вся экспертиза заключалась в том, что за последние полтора года поднабралось знаний и материалов по логистике Улан-Удэ и городскому хозяйству. С материалами предлагаю ознакомиться всем, критика приветствуется. Содержание доклада и мысли перевел на русский, читаем ниже:
Вкратце:
1. Улан-Удэ – тортик, нарезанный на дольки Селенгой, Удой, ВСЖД и горными хребтами. Смотрим картинку 1 и убеждаемся, что хордовое сообщение практически невозможно – строительство мостов и путепроводов над ВСЖД отношу к космическому варианту, поэтому – невозможно.
Вишенка на тортике – промзона ЛВРЗ, вокруг которой есть внятное кольцо трамвая с двумя хвостами – на Шишковку и Мелькомбинат. Хвосты трамвая на Восточный и Левобережье - это не первоапрельская шутка, не распил-проект, это реальная обоснованная необходимость, хочет этого кто-то или нет.
Дублируется все и вся, как все это распутывать – понимания нет. Хотите окончательно все добить и поставить город в коллапс – запустите в эту мутную водичку 50 больших автобусов и начните беспрецедентный ремонт дорог весной-летом 2020 г.
Решение – радиально-кольцевая схема с расшивкой узостей и терминалами корреспонденций с центрами формирования потоков (отдаленными транзитными микрорайонами);
2. Маршруты сформированы в 90-х. Рудименты советской эпохи, которые встали на привычные с 70-х маршруты – поддержать муниципальный транспорт, с последующим вытеснением. Затем добавились маршруты на самые богатые направления, кольцевики, затем добавились маршруты по жалобам. Последними на праздник жизни успели межрайонные перевозки, подперли все это агрегаторы такси. Граждане, глядя на все это, тоже не отставали, нарастив личный парк с 50 тыс. до 130 тыс. личных авто за 20 лет. И вот – имеем, что имеем – советская система с постсоветской мутацией, где голова, где ягодицы – не понять.
Решение – на основе комплексного анализа рассчитать потоки, осторожно размонтировать дублирования, зарядить туда бригады на достойные объемы;
3. Техническое состояние (салон, подвеска, отопление, оповещение, камеры), недостаточный уровень безопасности из-за отсутствия регулярного технического осмотра, чистота салона, регулярная уборка, безналичная оплата услуг? Все относительно, завязано на самосознание водителя и эпизодические проверки в случае поднятия шума и пыли. При помощи общественности формируется элементарный чек лист с понятными всем параметрами – и погнали проводить конкурсы на лучших и худших, с раздачей пряников и кренделей;
Решение – только общественный и регулярный контроль.
4. Стабильность движения обусловлена представлениями о графике, опять же, в зависимости от сознательности водителя. После 21:00 – маршруты на окраины растворяются в темноте этих окраин. Это видно и на дорогах, и на bus03.ru, и особенно заметно с остановок;
Решение – только общественный и регулярный контроль.
5. Работа с дорожной инфраструктурой ведется, опять же, реактивно. Клюнуло – бежим, что-то делаем. Не клюнуло, значит, не клюнуло. Каждый перекресток, каждую остановку надо расшить, определить магистрали и придать ускорение маршрутному транспорту. Выделенные полосы, полосы разгона/торможения, переносы пешеходных переходов. И самое главное – 21 век на дворе, давайте синхронизируем светофоры. Хотя бы на Лимонова, не можете электронно, сделайте аналогово – киньте кабель. Дорожная инфраструктура маршрутного транспорта города - это базовый вопрос, и не надо его путать с дорожным движением и строительством дорог. Без расшивки инфры, все схемы-тарифы, системы-решения - просто вилы на мутной воде;
Решение – на основе данных потоков, проползти на пузе каждый перекрёсток, облизать каждый бордюр, расшить все места сужений, замедлений, лишних пересечений потоков транспорта. Светофоры! Сделать синхронизацию светофоров!
6. Все проблемы с транспортом касаются только (!) отдаленных микрорайонов. Благополучные мкд в Октябрьском, Железнодорожном, весь центр – знать не знают о транспортной проблеме. Да, приходится толкаться или стоять в пробках. Но вопроса «как уехать?» - нет. По отдаленке – в полный рост. Утром не пробьешься, вечером не уедешь. Поток пассажиров формируется в кустах микрорайонов и рвется в центр – хорды то нет. Смотрим рисунок 2 и 3. 2 – это принцип формирования, 3 – данные Комитета по транспорту, цифры пассажиропотока. Красным выделены страшные направления Левобережья и Восточного. Внутри кольца – никому не нужные перегрузы Саян и кварталов. В существующей системе конкурсов и обязательств возможности оперативно играть резервами – нет. Надо достраивать кубики этой башенки – и пассажиры уедут, и водители не будут простаивать на конечках в ожидании очереди, а зарабатывать;
Решение – на основе данных формирования потоков и маршрутной сетки создать динамическую систему управления подвижным составом - зачатки этого есть, на Новый год и 9 Мая худо-бедно напрягаются все.
7. Терминалы. Все потоки, формирующиеся в отдаленных микрорайонах, наполовину срезаются на ближайшей кольцевой точке – «Площадь-Центр», «Элеватор», «Стрелка», «Кварталы» и «Геологическая-Саяны». Туда нужно натягивать транспортные мосты, давая возможность доехать кольца, с возможной пересадкой, либо до следующего терминала, а там уже пересесть на конечный маршрут. Горожанин должен иметь возможность с достоинством выйти, пройтись по тротуару 50 шагов, не рискуя быть сбитым грузовиком с дровами, сесть на трамвай или маршрут, идущий на противоположную радиальную;
Решение – терминалы. 5 терминалов уже напрашиваются, и, по сути, уже сформированы - дико, грязно, пыльно. Надо хозяйскую руку. Вон, мэр Бердников для расширения Маратовского кольца пол-Фортуны снес. Кольцо теперь двойное, шире чем было в 2 раза, эффект налицо, главное отворот не проскочить, иначе будет больно))). Не забываем массы рабочих рук из Иволгинского, Заиграевского, Тарбагатайского районов, ежедневно проделывающие вояжи в Улан-Удэ. Даже Исток, с классической точки зрения - это не городское движение, это межрайонный пробег (здесь не о тарифе, здесь об определении по форме).
8. Big data. Красивый термин, но сам по себе он ничего не решит. Данные потоков дадут понимание перекройки схемы движения, из которой плавно вытечет необходимость дорожного строительства и корректировки движения. Не строительства ради, а подчинения общей логике. Из всего массива нужно выудить данные, описывающие формирование, движение и распределение потока, наложить на карту маршрутов, данные глонасс и опросы граждан. Тогда получится довольно достоверная картина, которую еще полгода надо будет обкатывать на реальных нагрузках. Важное уточнение - неважно, с каким сотовым оператором работать - они предоставляют обезличенную инфу о сигналах всех GSM гаджетов, вне зависимости от оператора.
Решение – запереть всех ответственных лиц с представителями сотовых операторов и не выпускать, пока не сформулируют вопросы и формы ответов;
9. И, конечно, сегодня же решать острые вопросы – Аэропорт, Левобережье, Забайкальский, Восточный.
Решение – соскрестись с кресел и ехать на конечки – утром и вечером, считать и разговаривать с людьми и маршрутчиками. За неделю снизойдет озарение до самого близкого племянника, проверено.
Заметьте, о тарифе – ни слова. Здесь неясностей еще больше. Таким образом, транспортная система Улан-Удэ сегодня – это два неизвестных объема данных – схема в целом и тариф. Почти ничего ни о первом, ни о втором мы не знаем. Я не знаю, адекватно ли платить 20 рублей, не знаю, адекватно ли платить 50? Вы знаете?
Ощущения – печальные. Понимание, что надо что-то делать – есть. Что именно, никто не знает. Интересанты не заинтересованы, им лишь бы тариф поднять. А народ, или ругательно, по-чиновьичьи – «население», в очередной раз выпустит пар и перетопчется на остановках.
Вообще, совещание прошло крайне миролюбиво, в отличие от мусорных баталий, даже как-то непривычно. Слегка возмутился представитель профсоюза водителей, когда я (каюсь, почти голословно) обвинил автобусы в низком качестве услуг – грязи и холоде. Но, не зря я последние 2 недели - передвигаюсь только на маршрутках))) Факты на руках у горожан, и им решать – качественна услуга маршрутных такси или нет. ( стиль и пунктуация автора сохранена)
Вадим Имедеев