Битва за место в автобусе

Всех нас со школьной скамьи и детского сада учили правилам поведения в общественном месте
Общество |
Фото Битва за место в автобусе

Не кричать, держаться на расстоянии, не заглядываться на прохожих и в экраны телефонов близ идущего человека. То же касается и общественного транспорта, этикет в котором с каждым годом соблюдают все меньше и меньше пассажиров. Или он меняется в угоду современности?

Час пик в салоне автобусов и «микриков» характеризуется как «бой не на жизнь, а на смерть». Столпотворение на остановке и толкотня в общественном транспорте с последующим выяснением отношений по различным причинам стали нормой для жителей города, решение которым так и не придумали. Многие устают на работе или в вузе, а давка в общественном транспорте, как физическая, так и психологическая, только усугубляет общее состояние организма. Однако даже в этой ситуации не стоит забывать, что человек, а вернее, пассажир – участник общественного движения, у которого есть свои права и обязанности.

Вместе с экспертом по этикету Татьяной Будаевой решили понаблюдать за пассажирами и выяснить, так ли необходимо придерживаться принятых в народе норм поведения в общественном транспорте или же какой-то пункт в списке правил «транспортного этикета» нужно убрать.

Уступите место

Первый эпизод, часто встречающийся в заполненном транспорте, мы увидели, только сев в автобус. Час пик, центр города, район Элеватора. Народ едва успевает занять свободные места, протискиваясь в узкий салон автобуса. Он по-прежнему продолжает стоять на остановке – водитель ждет бегущую к дверям женщину с пакетами. Двери закрываются, и автобус начинает свое движение. На спуске с Элеватора он заметно замедляется – вечная «пробка» в этом направлении. Женщина, зашедшая в салон с пакетами, тяжело дышит – место ей так никто из сидящих не уступил. Только на следующей остановке, когда освободились места, она смогла сесть.

На эту ситуацию есть две точки зрения, отвечает  Татьяна Дашинимаевна. Первая – в автобусах средней и большой вместимости предусмотрены только сидячие места. Стоять в проходе – это небезопасно, складывается опасная ситуация как для сидячих пассажиров, так и для стоячих. В то же время это создает дискомфорт.

– Я, когда захожу в автобус, спрашиваю: «Есть посадочные места?». Если есть место, то   захожу в салон и сажусь. Я плачу за посадочное место, чтобы с комфортом и в безопасности доехать до места назначения, – дополняет Татьяна Дашинимаевна. – Если же ты не хочешь ехать стоя, то выбирай – либо   идешь пешком, либо ждешь следующий микроавтобус, либо заказываешь такси. Ты никого не напрягаешь, особенно своими тяжеленными сумками. Не нужно грустными глазами смотреть на сидящих пассажиров, окидывать их грустным взглядом и ждать, кто же встанет и уступит место. Тебе никто не обязан уступать место.

С этой точкой зрения большинство может не согласиться, особенно старшее поколение. В Советском Союзе с детства приучали к правилу, что нужно уступать место, особенно женщине в годах или беременным. Даже если   простоял у станка восемь часов – ты обязан уступить место женщине.

Уступать место, конечно же, нужно, но некоторые могут быть чересчур настойчивыми. У молодого человека может быть веская причина для того, чтобы это место не уступать. Плохое самочувствие, какие-то физические особенности и т.д. Причем это касается и мужчин, и женщин. Однако если речь идет о старушке глубоко за 70 или 80 лет, то здесь лучше уступить.

Разговор по душам

Одна занимательная сцена произошла на наших глазах на прошлой неделе: в салоне микроавтобуса спокойно разговаривали по душам две немолодые женщины. Разговаривали негромко – с наших мест нам показалось, что говорили вполголоса, как положено в общественном месте. Сидели мы достаточно далеко. Однако сидящему рядом с женщинами молодому человеку так не показалось. Он грубо прервал разговаривавших дам и упрекнул их в том, что они «разговаривают и рот не затыкают, надоели, трещотки». На такой словесный удар женщины только тихо рассмеялись и отшутились: «Хорошо, мы перестанем разговаривать. Какой чувствительный молодой человек, надо же». Это еще больше разозлило мужчину, на что он начал еще громче возмущаться, перекрикивая даже голос в динамике, объявлявший в тот момент остановку.

– В данном случае было проявление беспричинной агрессии.  Женщины правильно сделали, что ответили так мягко. В конфликт не надо ввязываться. Если ты ответишь грубостью, то вы зацепитесь. Есть выражение «сцепились языками», и, кроме как плохого настроения и неприятного осадка после такого разговора,      вы ничего не получите, – поясняет Татьяна Будаева.

По ее мнению, лучше ответить в подобной ситуации шуткой или легкой колкостью. Это так называемый прием психологического айкидо, когда ответом на грубость следует не грубость, а спокойное соглашение со словами обидчика. После этого у человека может не остаться аргументов. Если же человек не понял намерения разрядить обстановку, тогда лучше просто попросить прощения. Это может показаться трусливым отступлением, но это лучше, чем на повышенных тонах общаться с собеседником до конца поездки.

Сначала нужно выпустить

Стали свидетелями еще одной сцены: мама с тремя ребятишками спокойно ждала, когда пассажиры покинут автобус. Рядом с ней в нетерпении стоял мужчина средних лет, солидно одетый и явно куда-то спешащий. Поток людей из автобуса на секунду прекратился, и в этот момент мужчина рванул вперед, сбив малолетних детей с ног. Женщина, выходившая из салона автобуса, начала бурно ругать мужчину, но реакции от него не последовало: в ушах у него были наушники. Пока пассажирка бранилась, женщина успокаивала упавших мальчика и девочку, в то время как ее старший сын, уже зайдя в салон, злобно смотрел на расположившегося в кресле мужчину. Тот как будто и не заметил ничего в совершенном, вольготно усевшись на место. После, конечно же, мама поставила мужчину на место. Причем сделала она это со спокойным выражением лица и ровным голосом. Но эффект это возымело колоссальный: мужчина попросил прощения и уступил место детям, предварительно поинтересовавшись, как они себя чувствуют. Было видно, мужчина искренне раскаивался.

– Везде должен действовать негласный закон: сначала необходимо выпустить человека. Если он выходит из транспорта или из магазина – неважно, сначала необходимо выпустить его, а затем уже зайти самому. Здесь мужчина поступил правильно, безусловно, – отмечает Татьяна Будаева. – Но было бы хорошо – это относится ко всем – чтобы все слушали звуки улицы. Выньте наушники, оглядитесь, посмотрите, куда вы заходите. Когда ты выходишь из дома на улицу, в этот муравейник, необходимо соблюдать культуру. Она проявляется не только в разговоре, культура проявляется в одежде, во внешнем виде, в стиле речи, в питании.

Есть культура и в общественном транспорте, которой необходимо соответствовать. Она же частично передается и на культуру поведения в иных общественных местах. Это так называемая культура движения по правой стороне. На примере торговых центров можно убедиться в этом. Не зря на той или иной двери вешают таблички «входа нет» или «выхода нет». С одной стороны – справа – следует  заходить, а с другой стороны – слева – выходить. Это создает свободный односторонний поток, где никто с противоположной стороны не мешает передвигаться. Своеобразное хождение против часовой стрелки. Вспомните, что даже на стадионе или   катке все бегут и катаются преимущественно в этом направлении. Так ведь гораздо удобнее, верно?

Правила этикета

Некоторые правила со временем подвергаются изменениям. То же касается и правил поведения в общественном транспорте. Они существуют для того, чтобы сами пассажиры могли обеспечить себе комфортный и безопасный путь в автобусе, маршрутном такси, трамвае и т.д. Изменениям подвергаются и они.

Вот несколько базовых правил поведения в общественном транспорте, о которых многие в спешке забывают, из-за чего настроение в конце дня становится еще мрачнее, чем было до этого.

Первое и самое важное правило: сначала следует выпустить пассажиров, по возможности, если это необходимо, помочь людям, покидающим транспортное средство. Зайти в автобус вы всегда успеете. Толкаться в салоне, затем выйти, а потом опять зайти   не самое удобное действие, когда вы спешите домой, верно?

Если видно, что человек устал  или в салон зашел человек пожилых лет – неважно, какого он пола,   лучше уступить им место. В крайнем случае так необходимо сделать, если человек держит в руках тяжелые пакеты или сумки.

В общественном транспорте лучше снять рюкзаки – так они не будут занимать лишнее место  и люди смогут спокойно расположиться в салоне. Также лучше завязать или убрать распущенные волосы – будет очень неприятно, если они зацепятся за что-нибудь.

Если вы решили посмотреть кино или послушать музыку, то лучше это делать в наушниках. Так будет комфортнее и вам, и находящимся рядом пассажирам. Однако нужно быть внимательным – полное погружение в другую реальность может стоить вам нужной остановки.

Желательно приготовить оплату заранее – перед посадкой в транспорт. Лишние телодвижения могут создавать неудобства и вам, и пассажирам.

Кол-во просмотров: 1390

Поделиться новостью:


Поделиться: